Renault Logan по-русски

Самые ожидаемые новинки наступившего года — это вазовская Калина и ее конкурент, седан Renault Logan. На конвейер, где будут собирать Калину, мы уже посмотрели (см. АР № 23, 2004). А что представляет из себя новый завод Автофрамос, который начнет работу через пять месяцев?

ПОСЛЕДНИЙ раз журналистов приглашали на Автофрамос ровно полгода назад. Это была российская премьера только что рассекреченного автомобиля Renault Logan. Московское предприятие тогда предстало в виде 30 гектаров пустующей территории с пыльными помещениями бывшего моторного производства АЗЛК…

Сегодня все иначе. Сам Автофрамос теперь принадлежит фирме Renault не на 50%, а на 76%. Седаны Logan уже вовсю собирают в румынском городке Питешти и успешно продают в странах Восточной Европы под маркой Dacia — на машину принято уже более 40 тысяч заказов. А завод в Москве уже превратился в полноценное предприятие: все оборудование в цехах сварки, сборки и окраски смонтировано и проходит отладку.

Технологии производства на Автофрамосе, как и в Питешти, рассчитаны на максимальное использование ручного труда: перемещаемые вручную напольные тележки, простейший подвесной конвейер, многочисленные кондукторы и стапели… Например, в окрасочном цехе полностью роботизировано только нанесение грунта, а краску распылают на кузова вручную, из краскопультов. Куда там до сверхсовременного вазовского комплекса Eisenmann! То же самое — в сварочном цехе. Помнится, в пресс-релизе о Калине было небрежно упомянуто о «более чем тридцати» сварочных роботах. А на Автофрамосе их всего... два!

Почему? Да потому, что при небольших объемах производства ручной труд более выгоден. Ведь первоначальная мощность Автофрамоса — всего 60 тысяч машин в год. Да и объем капиталовложений сравнительно невелик: 250 миллионов евро. И это — с учетом реконструкции здания и прокладки заново всех инженерных коммуникаций.

Но на качестве французы экономить не намерены. Вся оснастка создавалась методами компьютерного проектирования параллельно с разработкой автомобиля, причем с таким расчетом, чтобы сборщики не могли ошибиться — с запрограммированной «защитой от дурака». Каждый рабочий на Автофрамосе прошел специальную школу системы производства Renault, в которой, помимо прочего, учат и рациональным движениям! Звучит по-французски элегантно — мол, роботов у нас почти нет, зато люди работают как роботы… Проверкой на герметичность готового автомобиля в специальной «душевой» и коротким пробегом по специальной заводской испытательной дороге сегодня никого не удивишь. Но для контроля геометрии кузова и прочности сварных соединений предусмотрены специальные стенды, на которых будут проверять случайно выбранные серийные кузова.

Странно, но в простые приспособления Автофрамоса почему-то верится как минимум не меньше, чем в новейшие автоматизированные линии АвтоВАЗа. И пара «отладочных» кузовов, которые были сделаны на наших глазах с помощью обычных «клещей» контактной сварки, выглядели ничуть не хуже серийных калиновских.

Пока все «пилотные» седаны Logan полностью собираются из румынских комплектующих. Самые первые машины даже пришлось сделать в варианте Dacia, с иной фальшрадиаторной решеткой и «плоской» крышкой багажника. Кстати, помимо эмблем Renault, российский Logan будет отличаться брызговиками, штатной защитой картера, более внушительным антикоррозионным покрытием и… измененными настройками подвески! Причем не исключено, что в будущем доработанную для России подвеску начнут устанавливать и на седаны Dacia Logan.

Двигатели поставляются из Румынии без навесных агрегатов. Моторов два — объемом 1,4 л (75 л.с.) и 1,6 л (90 л.с.).

Российских поставщиков комплектующих для Автофрамоса уже пятеро. Все остекление будет производить Борский стекольный завод, брызговики — петербургская компания Эласт Технологии, а пенополиуретановые подушки для сидений — нижегородская компания Сотекс. «Стратегическим» партнером Автофрамоса, как и ожидалось, стал столичный завод ЗИЛ, где разместится штамповое и прессовое оборудование. Штампы для первых деталей, которые освоит ЗИЛ (поперечина пола и элементы защиты тормозных трубопроводов), изготовят на петербургском предприятии Интеркос-IV из российского металла. В ближайшей перспективе на ЗИЛе будут штамповать 12 элементов, включая некоторые лицевые панели кузова, но вопрос о поставщиках металла для «домашних» кузовных заготовок пока остается открытым.

Кузова грунтуются окунанием — автоматически

Все «утвержденные» на сегодняшний день детали российского производства будут поставляться на конвейер Автофрамоса с самого начала серийного производства, что в сочетании со сваркой и окраской позволит достичь стартового уровня локализации в 20%. В дальнейшем эта цифра будет расти — французы ведут переговоры с несколькими российскими фирмами, а также с «глобальными» производителями автокомпонентов, которые не прочь наладить их выпуск в России.

Но большинство компонентов, включая двигатели, трансмиссии, детали подвески и интерьера, будут по-прежнему поступать из Румынии. Поэтому на Автофрамосе очень надеются на снижение или полную отмену пошлин на автокомпоненты — подобные предложения уже долгое время муссируются в правительственных кругах. Но если этого не произойдет, у Renault есть запасной вариант — подписанный ранее договор об инвестициях, который предусматривает создание так называемого свободного таможенного склада. По подобной схеме сегодня работает, например, завод Ford во Всеволожске: в обмен на освобождение от таможенных платежей предприятие обязуется за пять лет довести уровень локализации до 50%. Для Renault дальнейшая локализация вряд ли станет проблемой: Logan изначально спроектирован в расчете на самые простые материалы и конструктивные решения.

Планы выпуска на нынешний год французы не разглашают. Но известно, что на проектную мощность в 60 тысяч машин Автофрамос должен выйти в конце 2006 года, когда штат предприятия вырастет более чем вдвое и достигнет 2000 человек, позволив перейти на трехсменный режим работы. А что дальше? Уже есть принципиальное решение о том, что мощность Автофрамоса должна возрасти до 120 тысяч машин в год! Для этого придется увеличивать уставной капитал и существенно автоматизировать производственную площадку — французы категорически против экстенсивного развития завода за счет переезда в цеха АЗЛК.

Масштабность планов говорит о том, что в успехе модели Logan французы не сомневаются. И хотя точные цены и комплектации пока держатся в секрете, «вилка» остается прежней: от 7000 до 10000 евро. Причем с 1 января все цены на автомобили Renault выставляются в долларах США, и некоторые модели существенно подешевели. Есть все основания полагать, что базовый Logan будет стоить около $9000. Это на $1500 больше той суммы, которую обещают брать за базовую Калину, но лишь на $600 дороже стандартной вазовской «десятки». А ведь цены на Лады к лету наверняка вырастут еще!

Большое внимание французы уделяют и сервису — по ценам на обслуживание Logan должен встать на ступеньку ниже седанчика Renault Symbol, который уже может поспорить по стоимости содержания с отечественными машинами…

Ждать осталось совсем недолго: в конце весны с конвейера Автофрамоса сойдут первые серийные машины, а летом… Лето 2005 года для производителей «бюджетных» автомобилей обещает быть жарким.

 

Хостинг от uCoz