ОКРАСКА АВТОМОБИЛЯ

 

Виды окрасочных пистолетов

Для того, чтобы получить лакокрасочное покрытие хорошего качества (с высокими защитно-декоративными свойствами) необходимо учитывать все, что связано с техникой нанесения покрытия, и особенно подбор соответствующих инструментов.

При проведении окрасочных работ, связанных с ремонтом автомобиля, обычно используют метод окраски пневмораспылением, который позволяет получать покрытия с высокими декоративными свойствами, наносить практически все виды лакокрасочных материалов, окрашивать изделия сложной конфигурации. В данном случае происходит деление (распыление) материала на очень мелкие частички (от 5 до 60 мкм) и последующее их перенесение до окрашиваемого предмета. Инструмент, служащий для этой цели, - окрасочный пистолет. Рабочим телом, которое распыляет лакокрасочный материал и придает его частичкам необходимую кинетическую энергию (скорость) является сжатый воздух, создаваемый компрессором (поршневым, винтовым или другой системы). Давление воздуха регулируется и устанавливается в зависимости от типа пистолета, сопла, материала. Сжатый воздух перед подачей в окрасочный пистолет обязательно должен быть очищен от влаги, масла и других загрязнений с помощью влагомаслоотделителя и фильтров.

При ремонтной окраске автомобилей чаще всего используют окрасочные пистолеты с собственным бачком для лакокрасочного материала, что позволяет проводить работы, требующие частой смены цвета материала.

По способу размещения бачка, в который наливается лакокрасочный материал, окрасочные пистолеты можно разделить на:

  • пистолеты с верхним бачком - материал из бачка объемом 0,6 л подается на распыление самотеком вследствие действия силы тяжести;

  • пистолеты с нижним бачком - материал из бачка объемом 1,0 л подается на распыление подсасыванием.

    Выбор того или иного типа пистолета зависит от различных причин, в том числе, от привычек маляра. Одним из основных преимуществ окрасочного пистолета с нижним бачком является низкий центр тяжести пистолета, благодаря чему он более устойчив в руке и меньше нагружает кисть руки маляра. С другой стороны, нижний бачок склонен более часто при окраске задевать за выступающие части автомобиля.

    Окрасочные пистолеты также можно классифицировать следующим образом:

  • в обычных (конвенциональных) окрасочных пистолетах материал распыляется при высоком давлении (примерно 3 бар);

  • в окрасочных пистолетах низкого давления системы HLVP (High Volume Low Pressure) материал распыляется при низком давлении (примерно 0,7 бар);

  • в окрасочных пистолетах низкого давления системы Trans-Tech (Transfer Technologies), являющихся очередной высокотехнологичной разработкой компании DeVilbiss, материал распыляется при низком давлении (примерно 0,7-1,2 бар).

    Окрасочные пистолеты, распыляющие материал как при высоком, так и при низком давлении визуально почти не отличаются друг от друга. Отличие основывается на строении деталей некоторых элементов, в том числе, материального сопла и воздушной головки.

    В случае применения для нанесения лакокрасочных материалов методом пневмораспыления важное значение имеют следующие показатели:

  • коэффициент переноса материала - доля лакокрасочного материала, оставшегося на изделии по отношению к общему количеству использованного материала;

  • расход сжатого воздуха.

    В обычных (конвенциональных) окрасочных пистолетах пистолетах давление воздуха подающего эмаль в материальное сопло и давление распыления примерно одинаковы (около 3 бар). Недостатки пистолетов данного типа - низкий коэффициент переноса материала (30-45 %), небоходимость нанесения дополнительных слоев материала и, следовательно, повышенный его расход. Однако обычные (конвенциональные) окрасочные пистолеты потребляют меньше водуха, чем пистолеты низкого давления и дают возможность получать покрытия с высокими декоративными свойствами, поскольку в данном случае средний размер частичек материала составляет около 5 мкм, что позволяет им равномерно распределяться на окрашиваемой поверхности.

    В окрасочных пистолетах системы HVLP распыление лакокрасочного материала происходит при давлении 0,6-0,7 бар, а подача материала осуществляется при давлении, которое может достигать 3-4,5 бар. Это позволяет с одной стороны, повысить коэффициент переноса материала до 65-70 %. С другой стороны, пистолетам системы HVLP для эффективного создания факела при низком давлении распыления требуется значительно большее количество сжатого воздуха (около 350-450 л/мин.) по сравнению с обычными (конвенционными) окрасочными пистолетами, что требует установки мощных компрессоров и замены воздушных магистралей. Кроме этого, к недостаткам окрасочных пистолетов системы HVLP относится незначительное ухудшение декоративных свойств образующегося покрытия, поскольку в данном случае средний размер частичек материала больше, чем в случае распыления при высоком давлении.

    Окрасочные пистолеты системы Trans-Tech благодаря своим конструктивным особенностям потребляют намного меньше сжатого воздуха (около 250-280 л/мин.) по сравнению с пистолетами системы HVLP. При этом коэффициент переноса материала составляет 65-70 %, что значительно повышает производительность окраски, снижает потери лакокрасочного материала и расход сжатого воздуха. Кроме этого, пистолеты системы Trans-Tech нечувствительны к перепадам давления в системе снабжения воздухом и обеспечивают получение покрытия с высокими декоративными свойствами. Конструкции бачков пистолетов данного типа позволяет применять специальные пакеты для лакокрасочного материала, что дает возможность работать даже при положении пистолета бачком вниз.

  • Устройство пистолета DeVilbiss JGA - образец грамотной конструкции.

    При работе окрасочным пистолетом существенными параметрами являются его масса и положение центра тяжести. Нет необходимости долго говорить о преимуществе небольшой массы, особенно, если во время окраски пистолет следует держать на одинаковом расстоянии от предмета, перпендикулярно к нему и часто на протяжении длительного периода времени (при окраске большой площади - грузовых автомобилей, автобусов или трамваев). На сегодняшнее время средний удельный вес окрасочного пистолета составляет 0,5-0,6 кг.

    Положение центра тяжести (так называемая балансировка покрасочного пистолета) имеет немаловажное значение в окрасочных пистолетах с верхним бачком. Необходимо отметить, что окраска начинается с полным бачком (он содержит около 0,5 кг лакокрасочного материала), а заканчивается с пустым. При нижнем расположении бачка данный аспект не имеет большого значения.

    Тип окрасочного пистолета, его марку и другие факторы каждый маляр выбирает индивидуально, обращая внимание на различные характеристики и особенности. Необходимо помнить лишь о том, что самое важное, это - качество полученного лакокрасочного покрытия.

    При эксплуатации окрасочных пистолетов следует строго следовать рекомендациям их производителей относительно используемых рабочих давлений, диаметра сопла, других настроек.

    Правильная техника выполнения окрасочных работ позволяет увеличить производительность окраски, повысить качество покрытия, свести к минимуму потери лакокрасочного материала и значительно улучшить условия труда.

    Однако прежде, чем приступить к рассмотрению правил окрашивания изделий следует напомнить, что основными условиями достижения ожидаемых результатов являются:

    1. Выбор соотвествующих материальных сопел и воздушных головок: тип материального сопла зависит от типа лакокрасочного материала, а также от количества материала, которое следует нанести на данную поверхность (от толщины покрытия).

    Диаметры материальных сопел для нанесения различных материалов:

  • для нанесение покровной эмали окрасочным пистолетом с верхним бачком рекомендуется применять сопло с диаметром от 1,2 до 2,2 мм;

  • для нанесение покровной эмали окрасочным пистолетом с нижним бачком рекомендуется применять сопло с диаметром от 1,6 до 2,2 мм.

  • для нанесения наполнителей, а также для получения покрытий большрой толщины рекомендуется применять сопло с диаметром от 1,8 до 2,4 мм.

    Для проведения местного ремонта сопло с наименьшим из рекомендованных диаметром, для окраски больших площадей - с наибольшим.

    Тип воздушной головки определяется несколькими факторами: далением сжатого воздуха, габаритами окрашиваемых изделий, типом лакокрасочного материала, характером покрытия, способом подачи лакокрасочного материала, производительностью окрасочных работ.

    2. Регулировка окрасочного пистолета: перед тем как приступить к окраске, необходимо произвести регулировку давления лакокрасочного материала (производительности окрасочного пистолета), давления распыляющего воздуха, ширины факела при помощи специальных вентилей.

  • При выполнении окрасочных работ пистолет следует перемещать равномерно, параллельно к окрашиваемой плоскости, причем ось краскораспылителя должна составлять с окрашиваемой плоскостью прямой угол (90o).

    На рисунке показано правильное положение пистолета при окраске (пунктирной линией изображено одно из возможных неправильных положений окрасочного пистолета).

    Рекомендуемым расстоянием между окрасочным пистолетом и окрашиваемой поверхностью считается расстояние, равное 15-25 см (для конвенциональных пистолетов) и 13-15 см (для пистолетов системы HLVP). При этом, чем меньше расстояние между пистолетом и поверхностью, тем больше будет толщина покрытия; однако в данном случае следует ускорить перемещиние пистолета во избежание образования потеков. В случае большого расстояния от пистолета образуется большое количество окрасочного тумана и покрытие получается более шероховатым.

    Изменение угла оси пистолета по отношению к поверхности при наклоне его вниз (как это показано пунктирной линией на рисунке) приводит к тому, что струя лакокрасочного материала в верхней части конуса имеет меньшее расстояние до поверхности, а в нижней - большее (при наклоне окрасочного пистолета вверх зависимость будет обратной). В верхней части струи будут образовываться потеки, а в нижней части - туман и шероховатое покрытие. Таким образом, при работе с окрасочным пистолетом под наклоном, при размахивании им или при отклонениях от рекомендованного расстояния нельзя получить равномерный слой покрытия.

    Окрасочные пистолеты DeVilbiss

    GTi-G-100
    Окрасочный пистолет с верхним бачком
    Отличительные признаки:
     
  • высочайшее качество распыления материала;
  • значительно сокращает потери материала при окраске;
  • укладывается в точно установленные нормы Евросоюза по охране окружающей среды;
  • возможность выбора между никелированным и анодированным покрытием корпуса пистолета;
  • низкий расход воздуха;
  • удобен в работе;
  • Пистолет Артикул Возд. голова Диаметр сопла от-до/мм Вх. давление Резьба на воздух Расход воздуха л/мин
    GTi-G-100 (HVLP) GTi-G100-14 110 0,85-2,2 2,0 bar R1/4'' 450

     

    GTi-S-100
    Окрасочный пистолет с нижним бачком
    Отличительные признаки:
     
  • отличное распыление при использовании любых материалов для окраски;
  • низкий расход воздуха;
  • удобен в работе;
  • укладывается в точно установленные нормы Евросоюза по охране окружающей среды;
  • Пистолет Диаметр сопла от-до/мм Резьба на воздух Резьба на материал Вес Вх. давление Расход воздуха л/мин
    GTi-S-100 0,85-2,2 R1/4'' R3/4'' 1000г. 2,0 bar 453

     

    JGA
    Конвенционный окрасочный пистолет с нижним бачком
    Отличительные признаки:
     
  • отличное распыление благодаря высокоточным деталям;
  • прочный алюминиевый корпус бачка емкостью 1 литр;
  • широкий, равномерный окрасочный факел;
  • клапан регулировки давления воздуха встроен в рукоятку пистолета, что делает его более доступным и удобным в работе;
  • Пистолет Возд. голова Диаметр сопла от-до/мм Резьба на воздух Резьба на материал Вес Вх. давление Расход воздуха л/мин
    JGA-614 30 1,4-1,6-1,8 R1/4'' R3/4'' 1150г. 9 bar 275
    JGA-614 186 1,4-1,6-1,8 R1/4'' R3/4'' 1150г. 9 bar 331

    Это просто примеры высококачественных пистолетов обычного типа от авторитетной фирмы. Разумеется, если вы красите от случая к случаю, покупать DeVilbiss будет слишком расточительно. Но и кидаться к турецким поделкам тоже не стоит - ряд фирм предлагают клоны пистолетов DeVilbiss по весьма умеренным ценам. Например, я пользуюсь моделью Picasso-72, являющейся довольно точным клоном вышеописанного DeVilbiss JGA, но стоящей в разы дешевле, и я вам скажу - она работает вполне прилично, особенно для своей цены.

     

    Q & A: Вопросы и ответы

    Q: Я не профессиональный маляр. Но имею острую заинтересованность по данному вопросу. Позвольте привести отрывок статьи.
    «В линейке материалов, используемых при ремонтной окраске (в отличие от конвейерной), присутствуют материалы, конфликтующие с фосфатной пленкой, и в первую очередь это полиэфирные шпатлевки. Они совершенно несовместимы с кислотными основаниями, остающимися на металле после фосфатации, имеют к ним очень слабую адгезию и, кроме того, вступают с ними в химическую реакцию, что приводит к появлению на поверхности ЛКП признаков этой самой реакции (так называемое кипение).»
    Честно говоря это утверждение поставило меня в тупик. Как же быть? Ведь достойных конкурентов у фосфатирующих грунтов и полиэфирных шпатлёвок нет. А при ремонте шпатлёвка всегда рядом с голым металлом и применение такого грунта неизбежно приводит и к попаданию на шпатлёвку. Неужели это нерешаемая проблема ?

    A: Вы правы в том, что у фосфатирующих грунтов нет достойных конкурентов (если не брать во внимание эпоксидные, в Spies Hecker это 4095), как и у полиэфирных шпатлевок. А химия этих материалов такова, что "живой" полиэфир на кислотный грунт - адгезия невысокого качества. Однако первичный грунт на "вставшую" шпатлевку не дает подобной реакции. По поводу кислотных грунтов; они не являются 100 процентной панацеей от коррозии и необходимо развеять миф о том, что если их нанести даже на ржавчину - всё будет хорошо. Действительно то, что они активно воздействуют на верхний слой металла, защищая его от воздействия влаги и кислорода, при условии, что они нанесены на очищенный (голый) металл. Интересен эпоксидный грунт SPIES HECKER 4095 - с точки зрения как первичного, данный материал имеет редкие изоляционные свойства; т.е. он не пропускает через себя ничего . Поэтому он отлично изолирует поверхность детали, от нежелательных воздействий агрессивных сред.

     

    Q: При окраске акриловыми красками нет блеска и имеется ярко выраженная мелкая шагрень. При окраске база + лак такого не наблюдается. В чём может быть дело? Ведь акриловый лак ,по сути тоже самое, что и акриловая краска. Все подготовительные работы идентичны для обоих способов и условия окраски те же. Так где же могла "порыться собака"?
    Может акриловая краска идёт только под дальнейшую полировку?

    A: Давайте вместе рассмотрим причины возникновения мелкой шагрени на окрашиваемой поверхности:
    1. Слишком густой материал – необходимо добавит соответствующий растворитель до нужной вязкости.
    2. Применяется слишком быстрый растворитель, в результате его моментального испарения – материал не успевает растечься .
    3. Применение слишком быстрого отвердителя – тот же результат, что и с растворителем.
    4. Малая подача материала - неверно отрегулированный окрасочный пистолет.
    5. Большая дистанция между окрашиваемой деталью и пистолетом.
    6. Завышенная температура в окрасочно-сушильной камере
    7. Высокая скорость нанесения материала.
    8. Слишком тонкий слой материла – необходимо либо поменять технику нанесения, либо изменить регулировки окрасочного пистолета.

    Теперь остается выявит причину дефекта и устранить. Прошу обратить внимание на треугольник : растворитель-отвердитель-температура. Эта связка влияет на многое в процессе окраски.

    Выше insaider cоветует попробовать применить «жирный», правильно «долгий» растворитель - профессиональный совет, кроме того, мы рекомендуем применять «длинные» растворители при полной окраске автомобиля. Ниже приведены растворители «SPIES HECKER», для двух компонентных материалов при окраске легковых автомобилей:

    • 3364 – медленный (долгий)
    • 3365 – быстрый
    • 3366 – сверхбыстрый

     

    Q: Если в инструкции по краске написано что диаметр сопла должен быть 1,3-1,4 а у меня 1,5 то это сильно отразится на результате и каким образом? Пистолет дешевый GAV, из набора и сопло подходящего диаметра я найти не могу.

    A: Ваше сопло не настолько отличается, чтобы это могло сильно повлиять на результат. Размер капель при распылении будет немного больше, это может быть заметно при нанесении светлых металликов, однако я работал пару лет с пистолетом GAV 162 А , это отрабатывается практикой. Хуже то, что у дешевых пистолетов практически невозможно добиться правильной формы факела, особенно при установке плоского факела. Как следствие - неравномерное нанесение материала на деталь, выражается это в появлении более темных полос, чем основной цвет, либо в "яблочности". Также, производя окраску металликов/перламутров пистолетом с дюзой 1,5 - можно получить дефект "яблочности", либо дефект темных точек (неразбитые капли краски).
     

    Q: Подскажите пожалуйсто ответ на такой вопрос. Нельзя шпатлевать на лакокрасочное покрытие. Из-за своей долгой окончательной полимеризации шпатлевка в дальнейшем подтянет подложку. Получается , что и пользоваться жидкой шпатлевкой нужно тоже по голому металлу(предварительно обработав его антикорозионным грунтом)?

    A: Действительно, такой материал, как шпатлёвка, наносится только на чистый (голый) металл, исключение составляет грунт на эпоксидной основе. В "SPIES HECKER" это Priomat ЭП Грунт-наполнитель 4095. В случае применения жидкой шпатлевки на поверхности частично очищенной от ЛКМ, не обходимо всю поверхность детали, где будет наносится шпатлевка (в т.ч. и жилкая) очистить до металла. В случае дорогостоящего ремонта (пример:OldMobil), нужно: произвести обработку поверхности металла первичным грунтом (пример:4130), далее применить грунт Permacron 4:1 8583, который разработан для изоляции первичного (кислотного) грунта перед нанесением шпатлевки.
    Грунт 8583 не является защитой от оконтуривания, именно для избежания этого дефекта требуется очистка поверхности до чистого металла. Ни на какие другие первичные грунты (кислотоотверждаемые) шпатлевку наносить нельзя.

    В случаях применения жидкой шпатлевки на больших плоскостях (крыша, капот), возможен вариант применения эпоксидного грунта (4095) с целью изоляции старого ЛКП, перед нанесением полиэфирной шпатлевки. Соответственно не обязательно очищать поверхность до металла.
    Однако, эпоксидный грунт нельзя наносить на первичные (кислотоотверждаемые) грунты. Кроме этого, для достижения безукоризненого результата, эпоксидный грунт необходимо высушить полностью и после заматировать красным скотч-брайтом.
     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Хостинг от uCoz