Ремонт генератора

На автомобилях Ford Fiesta и Ford Escort/Orion используются генераторы разных производителей - BOSCH, LUCAS, MITSUBISHI и так далее, но наиболее часто встречаются генераторы BOSCH. О них мы дальше и поговорим.

Принципиальная схема генератора Бош с "таблеткой" реле-регулятора и частью электросхемы автомобиля приведена на рис.1

Рис.1 Электросхема генератора

Этот генератор в целом аналогичен генератору автомобиля ВАЗ-2108/2109 - разница только в отдельных нюансах конструктивного исполнения. Кстати, задний подшипник генератора Бош может быть заменен на задний подшипник российского генератора ВАЗ-2108, а вот передний подшипник у Боша оригинального размера. Смазка в подшипниках постепенно высыхает, пылезащита там негерметичная - поэтому нелишне будет после пробега в 150 тыщ км разобрать генератор и смазать подшипники - тогда генератор на "фиесте" сможет пережить двигатель, а на "эскорте" можно добиться того же, если дополнительно установить снизу двигательного отсека грязезащиту (генератор "эскорта" размещен неудачно, на него летит грязь и вода из-под правого переднего колеса).

Наиболее частая причина отказа генератора Бош - износ щеток "таблетки".

Щетки подойдут от таблетки российского генератора ВАЗ-2108/2109 (не "десяточного" - там щетки меньше) или от щеточного узла генератора ВАЗ "классики". На рис.2 поз.1 видно, что щетки оригинальной "таблетки" Бош имеют сбоку проточки для фиксаторов - российские щетки таких проточек не имеют, но они и не нужны - надо просто при замене срезать ножом или спилить надфилем эти пластмассовые фиксаторы в гнездах "таблетки". В этом случае щетки от выпадения будут удерживать (точно так же как в российских узлах) их проволочные выводы.

На рис.2 поз.3 видны отверстия в токоподводах щеток отечественной "таблетки", в которые просовываются выводы щеток, которые затем припаиваются к токоподводам. На таблетке Бош таких отверстий нет - их следует просверлить, просунуть в них проволочные выводы российских щеток и припаять их к токоподводам.

Все - проблему щеток мы решили. Цена вопроса - узел щеток "классики" (~25 рублей) или таблетка от ВАЗ-2108 (~60 рублей).

Гораздо реже у генератора Бош встречается случай выхода из строя электронной схемы "таблетки". Но и тут мы можем все дешево отремонтировать, позаимствовав схему с отечественной таблетки генератора ВАЗ-2108.

Последовательность действий изложена на рис.2 и рис.3.

Рис.2 поз.1 - оригинальная таблетка Бош

Рис.2 поз.2 - отечественная таблетка (уже без щеток) - вид на микросхему-регулятор

Рис.2 поз.3 - отечественная таблетка. В точках А надо отпаять выводы микросхемы-регулятора и снять ее с корпуса таблетки

Рис.2 поз.4 - оригинальная таблетка Бош без крышки. Надо вывернуть саморез, снять алюминиевый теплоотвод, затем узким ножом и отверткой отковырять мастику, закрывающую микросхему-регулятор и конденсатор.

Рис.2 поз.5 - оригинальная таблетка Бош без крышки, очищенная от мастики, но еще с деталями регулятора. Нужно отпаять микросхему и конденсатор и вынуть их.

Рис.2 поз.6 - оригинальная таблетка Бош без крышки, очищенная от мастики и деталей регулятора.

Рис.2 Последовательность ремонта "таблетки" генератора

Рис.3 поз.1 - отечественная микросхема-регулятор, отпаянная и вынутая из корпуса таблетки.

Рис.3 поз.2 - отечественная микросхема-регулятор, вид на выводы.

Рис.3 поз.3 - отечественная микросхема-регулятор, установленная в пластмассовую крышку от таблетки Бош (для этого в крышке нужно просверлить три отверстия под выводы микросхемы).

Рис.3 поз.4 - отечественная микросхема-регулятор, установленная в пластмассовую крышку от таблетки Бош - вид со стороны выводов.

Рис.3 поз.5 - припаиваем к соответствующим выводам микросхемы конденсатор (1 Мкф * 50 вольт), затем соединяем тремя кусочками гибкого провода выводы микросхемы с выводами внутри корпуса таблетки Бош.

Рис.3 поз.6 - защелкиваем крышку на место. Таблетка готова.

Рис.3 Последовательность ремонта "таблетки" генератора

Важный момент: микросхема-регулятор имеет всего три вывода - питание +12 вольт, масса, и вывод для подключения щетки. У российской таблетки они расположены так (см.рис.3 поз.4 слева направо): масса, щетка (ленточный вывод) и +12 вольт. Электролитический конденсатор 1 мкф паяется между выводами массы и +12 - минусом, естественно, на массу.

Как проверить "таблетку" без машины

Среди российских "таблеток" очень много брака - их стоит проверить, прежде чем использовать для нашего рукоделия.

Для проверки вам понадобится регулируемый источник постоянного тока (лабораторный источник питания) с диапазоном напряжения от 10 до 16 вольт (можно шире в любую сторону) и током не менее 0.5 ампер, и лампочка габаритов или освещения салона (12 вольт 5 ватт).

"Плюс" источника подключаем к клемме таблетки (на рис.2 поз.3 она спереди), "минус" источника - к массе таблетки (на рис.2 поз.3 это гнездо под винт справа). Лампочку подключаем к щеткам таблетки. Затем, увеличивая напряжение источника, добиваемся погасания лампочки. Меряем пороговое напряжение. Теперь уменьшением напряжения добиваемся зажигания лампочки. Снова меряем пороговое напряжение.

Эти напряжения должны быть около 14 вольт и отличаться друг от друга на 0.2-0.4 вольта.

Таблетки с напряжением меньше 13 вольт и больше 15 вольт полностью непригодны. Таблетки с 14.5 вольт будут давать несколько завышенный ток заряда аккумулятора, с 13.5 вольт - заниженный ток заряда, но в принципе могут быть использованы.

Оригинальные таблетки Бош проверяются точно так же - только у них вывод "плюса" выполнен в виде металлической контактной площадки рядом со щетками (на рис.2 поз.1 - справа от щеткодержателя).

Идеи вдогонку:

Если вам сложно делать замену микросхемы в таблетке - вы можете пойти другим путем. А именно - поставить внешний реле-регулятор от ВАЗ "классики" (2101-2103). Соответственно понадобится удалить из таблетки Бош ее электронную начинку, припаять к выводам щеток два провода, и подключить на них обычное реле-регулятор от "классики" согласно схемы автомобиля ВАЗ-2101.

А еще мне когда-то нравилось электронное реле-регулятор от ЗИЛ-130/131 - оно здоровенное, но дубовое донельзя и практически бессмертное. Умели в СССР когда-то делать штуковины...

Хостинг от uCoz