Рис.1 Спарка из двух двойных карбюраторов Dellorto DHLA
Для увеличения наполнения цилиндров смесью на атмосферном моторе нужно прежде всего убрать препятствия потоку смеси во впускном коллекторе. Для этого коллектор делается в виде прямых или немного изогнутых труб от дроссельных заслонок к каждому впускному клапану, и устанавливаются т.н. прямоточные карбюраторы Weber DCO или DCOE или Dellorto DHLA.В результате поток воздуха не тормозится стандартным «пауком», как в случае с одним карбюратором на все цилиндры, внутренне сечение впускного коллектора можно увеличить по желанию, и получается на каждый цилиндр своя дроссельная заслонка, что даёт самую быструю и чёткую реакцию мотора на изменение положения педали газа. Кроме того, такое решение позволяет получить равную длину впускных каналов к каждому цилиндру - что позволяет добиться одинакового наполнения всех цилиндров двигателя. Вместе с этим наполнение цилиндров увеличивается (особенно на высоких оборотах), растет крутящий момент и, как следствие, максимальная мощность.
Коллектор к таким карбюраторам – отдельная тема. Он должен быть крепким, поскольку эти карбюраторы довольно тяжёлые. Отверстия к головке и карбюраторам должны точно совпадать с ответными частями в головке, для чего необходимо убрать ступеньки на стыке по хорошо известной схеме с помощью шарошки. Можно оставить небольшую обратную ступеньку (когда отверстие в головке чуть больше отверстия в коллекторе), но ни в коем случае не наоборот, иначе это сильно снизит толк от всей затеи.
Сами карбюраторы можно взять в нескольких источниках, например на разборках Альфа-Ромео – тогда они будут с диаметром диффузоров 40 мм. Другие (как правило, бОльшие) размеры надо искать отдельно или покупать новыми, их продают разные спортивные фирмы или магазин «Кемп».
При покупке б/ушных карбюраторов самое главное, на что нужно обратить внимание, это не закисли ли в них болты качества. В девяти случаях из десяти разработать их не удаётся, и карбюратор оказывается непригодным к работе. Поскольку сами болты латунные, а корпус алюминиевый и с очень мелкой резьбой, «прихватывает» их капитально. Этому способствует ещё и наличие защитной «башенки», внутри которой нажодится каждый болт. Уличная соль там скапливается, и болт через некоторое время клинит насмерть.
Следующий важный момент – должно полностью отсутствовать искривление оси дроссельных заслонок, иначе говоря, ось не должна идти «винтом». Если этот дефект есть, кромки дросельных заслонок будут находиться в разных местах относительно отверстий переходной системы, а сами заслонки открываться на разный угол. В результате будет невозможно добиться синхронизации вакуума по цилиндрам на малых оборотах, из-за чего мотор будет сильно вибрировать на оборотах порядка 1200-2000 и очень плохо тянуть на них, а расход бензина в этом режиме будет чуть ли ни больше, чем на полном газу. В остальном оценка состояния – как и у любых других карбюраторов, отсутствие отломанных и деформированных кусков корпуса, целые поплавки, ну и вообще наличие всех деталей на своих местах.
Для подбора нужных карбюраторов начать надо с характеристик мотора, на который они будут установлены. Для 4-цилиндровых моторов в зависимости от оборотов, на которых развивается максимальная мощность, нужно определить диаметр отверстия диффузора по графику:
Выбираете по горизонтальной оси объём цилиндра, затем кривую оборотов максимальной мощности, и получаете по вертикальной оси искомый диаметр диффузора. После этого, умножив полученный диаметр диффузора на 4/3, получаете идеальный диаметр дроссельной заслонки.
Например:
Идея понятна?
Если машина будет ездить не только на полном газу, но и в городских пробках, лучше убавить диаметр диффузора на 1-2 мм, чтобы добавить мотору эластичности. Максимальная мощность при этом снизится очень незначительно, а эластичность ощутимо возрастёт. Если диаметр дроссельной заслонки получается не из ряда стандартных (36, 38, 40, 42, 45, 48 мм), берётся ближайший стандартный размер с меньшей стороны.
Рис.2 Weber DCOE
Карбюратор Weber DCO отличается от Weber DCOE отсутствием пускового обогатителя. Довольно сжато, но неплохо этот тип карбюраторов был освещён в книге Бекмана "Гоночные автомобили", середины или начала 70-х годов издания. Жёлтая такая, формата А4. Старого года издания можно не бояться, эта серия карбюраторов не менялась годов с 60-х.
Аналогичную схему имеют сдвоенные горизонтальные карбюраторы Solex 40ADDHE (и их собратья по семейству) - но конструкция солексов неудачна, эти карбюраторы капризны, работают неустойчиво, склонны к переливанию топлива от вибраций и так далее - в общем, по сравнению с веберами и делльорто это намного более худший вариант.
В США выпускаются даже счетверенные карбюраторы фирм Edelbrock и Holley - их проще синхронизировать, но в целом они дают эффект хуже, чем европейские сдвоенные Weber и Dell'Orto в спарке.
Подробно про настройку и ремонт карбюраторов Weber DCOE и Dell'Orto DHLA написано в книжке Дэса Хэмилла, которая есть на нашем диске RU.КОВОДСТВО:
Пример странички из этой книжки: