Привинтил тут на свою Фиесту бортовой компьютер. Российский. Made in Питер. Жидкокристаллический дисплей, голубая подсветка. Показывает следующие параметры:
Средний расход топлива (л/100км)
Общий расход топлива (литры)
Пробег за поездку
Пробег до очередного ТО
Мгновенная скорость автомобиля
Средняя скорость за поездку
Количество топлива в баке
Прогноз пробега на остатке топлива в баке
Тахометр
Вольтметр
Температура воздуха за бортом
Предупреждение о гололеде
Минимальная температура за сутки
Электронная нагрузочная вилка
Угол Замкнутого Состояния Контактов прерывателя
Календарь
Часы
Длительность поездки
Превышение скорости
Превышение оборотов
Выглядит вот так:
Рис.1 Внешний вид передней панели компьютера.
Это аппарат БК-21 питерской фирмы Orion. Изначально предназначен для установки на карбюраторные отечественные автомобили от ВАЗа до Волги и Газели.
Инструкция по установке и эксплуатации БК-21 в формате
PDF -
скачать
Бюджет проекта:
БК-21 - 920 рублей (розница, оптовая на заводе - 650 руб).
Датчик скорости от ВАЗ-2108-2115 - 250 рублей (розница, оптовая - 115-120 руб).
Итого: 1170 рублей розница. На опте будут вообще
смешные деньги, меньше 800 рублей.
Рис.2 Это датчик скорости 2110-3843010-10.
Есть точно такой же датчик с круглым разъемом 63172.02 (ставился на ВАЗ-2107, 08 и 09 с инжекторным двигателем) Датчик спидометра ВАЗа проходной, штатно он ставится на КПП между ней и гибким валом спидометра. Я решил выпендриться и поставил его между гибким валом и самим спидометром, внутри салона - при этом датчик ставится "вверх ногами", на место колпачка наворачивается тросик спидометра, а внутренней резьбой датчик накручивается на втулку спидометра. Для удобства этой операции можно купить трос спидометра от ВАЗ-2108, но использовать от него только оболочку с гайками, а жилу вставить от форда (она немного длиннее - это нужно, чтобы доставать в гнездо КПП).
Не забудьте хорошенько смазать трос спидометра и датчик.
Когда будете градуировать датчик уровня топлива, помните, что в Фиесте Mk1 он уже после 30 литров показывает полный бак (при емкости бака 36 литров). Поэтому градуировать надо так:
Выливаем весь бензин. Затем заливаем 3 литра, ставим нижнюю точку - 3 литра.
Наливаем еще 12 литров, ставим среднюю точку - 15 литров.
Наливаем еще 15 литров, ставим верхнюю точку - 30 литров.
Остальные методики градуировки подробно описаны в инстукции к "Ориону БК-21".
Рис.3 Компьютер и MP3 плеер, установленные в машине.
Рис.4 Компьютер и MP3 плеер, установленные в машине.
Рис.5 Вид в темноте с включенной подсветкой обоих аппаратов и переключателей на торпедо
Рис.6 Вид в темноте - крупно.
Опыт эксплуатации:
У меня на "горячую кнопку" назначены обороты двигателя.
Обычно кроме оборотов у меня комп показывает остаток топлива в баке. Некоторым более удобно будет смотреть на пробег на остатке топлива - это нагляднее.
Оказалась очень удобной виртуальная "нагрузочная вилка" - сразу показывает, когда аккумулятор почему-либо слишком сильно разряжен или деградировал (нуждается в замене).
Средняя скорость при зимней домашней эксплуатации у меня получается около 25 кмч. ;) Дистанции небольшие и все по городу - поездки по магазинам и т.д., да пока машину выкатил, пока мотор немного прогрел, пока дождался домашних - время идет, мотор работает, бензин жрет - а пробега нету. Да и езжу я энергично - так что расход топлива иногда доходит до 15 литров на 100 км. А по трассе - стабильно меньше 8 литров.
Долив топлива комп определяет довольно надежно - но я меньше 5 литров не доливаю. Если лить меньше - логика вычисления среднего расхода топлива может сбоить. Ну и, конечно, если бак наливать доверху - расход будет занижаться из-за неучета верхних 6 литров. Я так бак не наливаю и вам не советую - он будет сбрасывать излишек топлива через вентиляцию, а ведь за топливо деньги плочены...
Компьютер подает однократный звуковой сигнал (бип) при превышении заданных оборотов и скорости. У меня эти сигналы настроены на 4000 rpm (поздновато для переключения на следующую передачу) и 80 км/ч (превышение скорости в городе). Как ни странно, это удобно. А еще комп бипает при плохом состоянии аккумулятора ("нагрузочная вилка" при включении стартера) и при вероятном гололеде на улице. Причина бипа при этом высвечивается на экране.
В целом комп удобен и своих денег явно стоит.
Про MP3-плеер я расскажу в другой статье.