ПРОЕКТ FFF

МОТОРЫ для ФИЕСТЫ

Компоновочно моторы Фиесты (они унифицированы с Ford Escort/Orion) делятся на схему OHV (On-Head Valve - то есть верхнеклапанные с "нижним" распредвалом в блоке цилиндров) и схему OHC (On-Head Camshaft - верхнеклапанные с распредвалом в головке блока цилиндров). Каждая из этих схем имеет свои достоинства и недостатки.

Моторы с нижним распредвалом (Kent, OHV, HСS, Endura, Endura-E):

motor_1100endura

Мотор OHV 1100 первого выпуска (будущая Endura) с однокамерным карбюратором Motorcraft и контактным зажиганием (прерыватель Bosh) в разрезе. Такую же конструкцию имеют ранние моторы OHV 1000 и 1300.

Моторы OHV (так называемые "Valencia" - по месту их первоначального выпуска на заводе в Валенсии, Испания) имеют очень простую и надежную конструкцию, по сути копирующую хорошо отработанные моторы Kent, но они компактнее и легче последних. Распредвал размещен в чугунном блоке цилиндров, приводится в движение короткой необслуживаемой цепью с автоматическим натяжителем, и передает усилие на клапана через вертикальные пальцы-толкатели и качающиеся коромысла. После кулачков первого цилиндра на распредвалу отфрезерована косозубая шестерня, приводящая в движение распределитель зажигания и шестеренчатый масляный насос с внутренним зацеплением. С другого конца распредвала находится эксцентрик, непосредственно приводящий в движение рычаг бензонасоса.

FiestaMk1_suspension.jpg (28167 bytes)

Мотор OHV с трансмиссией.

В отличие от мотора Kent с фигурными поршнями Crownhead и вертикальными клапанами (головка цилиндров плоская, камеры сгорания образованы выемками в поршнях) двигатели OHV имеют более простые плоские поршни и наклонные клапана, что определяет использование X-flow продувки. Первоначально мотор разрабатывался в версии 1.1 литра (фактический объем - 1148 куб.см.), однако запас прочности позволил легко нарастить объем и выпустить версию 1.3 литра. Одновременно были выпущены моторы пониженного литража 1.0 (фактический объем - 999 куб.см.) для стран, в которых это дает выгоды по налогообложению.

FiestaMk1_engineOVH.jpg (24130 bytes)

Моторный отсек с двигателем OHV.

Несмотря на большую массу подвижных частей ГРМ и связанную с этим необходимость использовать для достижения высоких оборотов клапанные пружины повышенной жесткости, двигатель не имеет проблем с преждевременным износом распредвала, толкателей и коромысел из-за продуманной системы смазки. Масляный насос нагнетает масло в замкнутую полость, в которой находится распредвал, оттуда масло по специальным вертикальным каналам и частично вдоль штоков толкателей клапанов поднимается в головку блока, в которой бьющие вверх струи масла отражаются от клапанной крышки и обильно поливают коромысла и клапана, охлаждают их и стекают по вертикальным каналам с другой стороны блока цилиндров назад в масляный картер двигателя. Таким образом масляное голодание распредвала абсолютно исключено (он полностью утоплен в масле), и попутно обеспечивается эффективное охлаждение клапанов, ГБЦ и БЦ. Вследствие этого, двигатели OHV без проблем работают даже на дешевом отечественном масле.

FiestaMk1_suspension2.gif (27879 bytes)

Компоновка мотора OHV на шасси Fiesta Mk1 - наклонено для наглядности.

Еще пара плюсов компоновки OHV - повышенная жесткость блока цилиндров (именно поэтому даже новейшие рядные дизели Форд построены по точно такой же схеме), и удобство регулировки зазоров в клапанах (зазоры легкодоступны при снятой крышке, а регулировки производятся удобно расположенными на качалках самоконтрящимися болтами). Плюс полное отсутствие необходимости чего-либо менять до капитального ремонта (который наступает у моторов OHV при грамотном обслуживании не раньше 250-300 тысяч км.).

Минусы - повышенная шумность клапанного механизма (особенно на холостом ходу) и довольно значительная масса (из-за чугунных БЦ и ГБЦ).

 

motor_1300HCS

Мотор HCS (модифицированный OHV, так называемый "бразильский" мотор с пониженной токсичностью), версия 1300 с двухкамерным карбюратором Weber и электронным зажиганием в разрезе. В принципе аналогичен обычному OHV за небольшими отличиями в схеме продувки, устанавливался на Fiesta S series и Escort/Orion.

Моторы OHV благодаря своей высокой надежности пережили все другие варианты двигателей и выпускаются и поныне в варианте Endura-E 1300 куб.см. - причем устанавливаются даже на новейшую Fiesta Mk5, так что жить им еще и жить.

ВНИМАНИЕ: Ранние моторы OHV имели трехопорный коленвал, однако спустя некоторое время версия 1300 получила усиленный пятиопорный коленвал (что, естественно, потянуло за собой изменение блока цилиндров и ряда других деталей). Впоследствии в целях унификации пятиопорные коленвалы получили все версии моторов OHV.

motor_1600kent

Мотор Kent 1600 (устанавливался на ранние американские Fiesta XR и прототипы Fiesta Mk1) с контактным зажиганием в разборке.

FiestaMk1_engine1601kent.jpg (34875 bytes)

Моторный отсек ранней американской Фиесты с мотором Kent-1600.

Кент подетально

Еще один вид на мотор Kent-1600 в разобранном состоянии.

Прокладки

Прокладки у мотора Kent-1600.

 

О моторах CVH и Zetec - читайте здесь

 

Хостинг от uCoz