Часть 1 - практичный автомобиль на каждый день
Классическая трехдверная Fiesta Mk1 европейского типа (с прямоугольными фарами). Отличия - в нестандартной решетке радиатора и колесах увеличенного диаметра.
Характерная для Ford-ов 70-х годов тяжеловесная квадратная морда с крупной выштамповкой на капоте. Нестандартная решетка несколько облегчила ее - но "злоба во взгляде" у машины осталась.
Дорожный просвет моей Фиесты (и так немаленький у Мк1) значительно увеличен. На фото хорошо видны гладкое днище машины (выпускная система убрана в тоннель пола) и центральная опорная балка двигателя, выполняющая роль защиты картера.
Вид сзади. Бросается в глаза большая задняя дверь, начинающаяся прямо от бампера (мечта "зубиловодов") - это облегчает погрузку и позволяет перевозить крупногабаритные длинномерные предметы (например, холодильник). Также бросается в глаза покатость боковин кузова - дизайнеры Ford используют ту же "бочкообразную" форму с подрезанными снизу бортами, что и на машине совершенно иного класса Ford Mustang.
Здесь тоже хорошо заметно гладкое днище машины и ее необычно высокий клиренс. Балка заднего моста выполнена конструкторами в виде буквы П - что позволяет не только упростить демонтаж глушителя, но и вносит свою лепту в увеличение проходимости. Глушитель спрятан в нишу днища под задними сиденьями и не выступает за ее пределы.
Вид на заднюю дверь. Угол наклона заднего стекла тщательно подобран дизайнерами Ford по результатам продувок в аэродинамической трубе, с тем, чтобы не допустить отрыва воздушного потока (от которого так страдают "зубилисты", вечно ездящие с грязным задним стеклом), и одновременно не проиграть в объеме салона. Владельцы Folkswagen Golf могут по достоинству оценить компактную заднюю стойку, обеспечивающую Фиесте отличный обзор сзади.
Еще один вид сзади. По сравнению с Folkswagen Golf II боковые стенки кузова в верхней его части имеют меньший наклон, что увеличивает объем салона и уменьшает вероятность удариться головой в боковые стойки при аварии. В то же время низ кузова подрезан в виде "бочки" - за эту особенность дизайна за границей Fiesta Mk1 носит кличку "Oval Fiesta".
В этом ракурсе хорошо заметна основная идея дизайна Фиесты Мк1 - сочетание прямых линий с эллиптическими. Обратите внимание на изогнутую линию стекол, на "пузатые" панели крыльев и крыши и контрастирующие с этим буйством кривых горизонталь подштамповки на борту и вертикальные линии двери.
Общий вид. На больших колесах машина стала чем-то неуловимо напоминать гибрид Нивы и ВАЗ-2108, причем гибрид весьма гармоничный и крепко сбитый.
Сквозь проем большого опускающегося стекла открывается вид на весьма аскетичную приборную панель и салон характерного для 70-х практичного "моющегося" стиля. Однако кресла водителя и переднего пассажира, несмотря на скромный вид, имеют регулируемые подголовники, тканевую "дышащую" обивку, и не только долговечны, но и весьма удобны.
Открыв дверь, видим простой интерьер в духе 70-х годов - моющаяся жесткая пластмасса, полочка для вещей перед пассажиром, в общем, все как в отечественном "зубиле", только сделано аккуратнее и удобнее. Обратите внимание на гладкий пол перед ногами водителя и пассажира - никаких колесных ниш в салон не торчит. Рядом с педалью сцепления на кузове сделана подштамповка, чтобы было удобно расположить снятую со сцепления левую ступню. "Бардачок" выполнен в виде открытой ниши - нет проблем с замком крышки и меньше искушения для салонных воров залезть в авто пошарить. Кстати, светлые коврики в салоне нештатные - от Опеля. Центральная консоль торпедо у утилитарных модификаций Фиесты Мк1 отсутствует как класс - "гармошка" рычага переключения передач растет прямо из невысокого центрального тоннеля. Модификации Ghia и XR2 более "навернуты" - у них имеется накладная декоративная консоль, и желающие поставить ее в утилитарную модификацию могут найти такие консоли на разборках Форда.
Трехдверная модификация Фиесты Мк1 очень удобна для посадки-высадки благодаря своим огромным (по меркам компактной машины) дверным проемам. Штатные сиденья с хорошо заметной боковой поддержкой и большими мягкими подголовниками имеют долговечную классическую конструкцию - никакой пенорезины, только жесткий каркас со стальными пружинами и немного поролона, в результате на моей машине сиденья 1983 года выпуска находятся еще в весьма приличном состоянии.
Переднее колесо увеличенного размера ("узкий" диск 13 дюймов от Ford Escort) с резиной И-153 отлично вписывается в проем стандартного крыла. Декоративный колпак снят для демонстрации формы штампованного диска и его крепежа (4 болта, как на "Жигулях"). Обратите внимание на очень короткий передний свес машины, напоминающий "Жигули-Классику".
Заднее колесо увеличенного размера ("широкий" диск 13 дюймов от Ford Escort) с резиной И-153 также вполне входит в заднюю колесную нишу - хотя тут запас места минимален, и есть вероятность цеплять на ухабах заднюю стенку в районе начала брызговика. Впрочем, дефект легко исправляется российской кувалдой. Для своей машины я подобрал хромированные стальные колпаки в стиле 70-х, которые поставил на болты с "секретками" (оба изделия - серийно выпускавшиеся в конце 80-х для "Жигулей"). И здесь бросается в глаза очень короткий задний свес - аналогов такому среди отечественных машин мне даже как-то не припоминается, разве что у "Нивы" можно видеть нечто подобное.
Заднее колесо с колпаком - мне кажется, выглядит довольно стильно. Обратите внимание на пробку бензобака в борту - да, бензобак емкостью 34 или 40 литров действительно расположен в базе машины под полом, перед задней осью. Сквозь стекло машины виден большой багажный отсек с ровным полом от самого бампера, получающийся при откидывании вперед спинки заднего сиденья (спинка на фото как раз откинута).
Типичная приборная панель утилитарной Фиесты и типичный для нее двухспицевой руль из мягкого пластика (кстати, довольно удобный и долговечный). Слева - спидометр, справа - указатели уровня топлива и температуры двигателя. Кнопка звукового сигнала находится на торце переключателя указателей поворотов (рычаг слева), а справа находятся рычаги управления стеклоочистителями (тот, что ближе к рулю) и светом (дальний-ближний-стояночный).
Справа от руля находится центральная консоль с двумя рычажками управления отопителем, гнездом прикуривателя и 6-ю местами под переключатели (в утилитарной Фиесте из них использованы четыре - включая кнопку омывателя стекол и выключатель обогрева заднего стекла). В гнезде, где штатно стоит пепельница, мной установлен блок управления октан-корректором (удобная в российских условиях штука - можно и на АИ-76 ехать, мотор 1.1 OHV вполне с ним справляется).
Моторный отсек - вид справа. Хорошо видны нештатная впускная система от Peugeot и алюминиевый радиатор General Motors от Опеля. Двигатель 1.1 л OHV (будущая "Endura") весьма компактен, несмотря на классическую конструкцию с чугунным блоком цилиндров и приводом клапанов от нижнего распредвала через толкатели и коромысла. Благодаря тому, что все основные агрегаты двигателя (масляный насос, распределитель зажигания, карбюратор) расположены со стороны салона , они редко страдают во время аварий.
Моторный отсек - вид слева. Виден воздушный фильтр Peugeot, радиатор с штатным электровентилятором, главный тормозной цилиндр с пневмоусилителем тормозов и однокамерный карбюратор Motorcraft. Бачок на передней стенке кабины - штатный расширительный бачок системы охлаждения, бачок сбоку - бачок омывателя стекол со встроенным электронасосом. Внизу под тормозным цилиндром виден картер сцепления и коробки передач со встроенным дифференциалом.
Фиеста на кантователе. Вид спереди.
Фиеста на кантователе - вид сзади. Хорошо видна конфигурация выпускной системы.
Фиеста на кантователе - вид сзади крупно. Обратите внимание на специфическую конструкцию задней подвески: амортизатор рядом с барабаном тормоза, пружина вынесена отдельно от амортизатора на жесткую П-образную балку, связывающую оба колеса. Балка свободно качается на двух продольных рычагах, проходящих по бортам машины. Привычный для подвесок такой схемы параллелограмм отсутствует - вместо него балка в верхней своей части связана с корпусом каждого амортизатора специальной стяжкой через резиновую муфту (довольно вычурный гибрид - нечто среднее между MacPherson и классической зависимой подвеской). В поперечном направлении балку удерживает косая тяга Панара.
Днище кузова. Хорошо виден механизм переключения передач с реактивной тягой и находящаяся по центру моторного отсека "лыжа" с опорами силового агрегата. Обратите внимание на мощные лонжероны, идущие от точек крепления нижних рычагов подвески под днище (они, как и все днище, почти полностью переварены). Центральный тоннель кузова, в который спрятаны механизм переключения передач и труба выпускной системы, на самом деле глубже, чем кажется на этой фотографии.
Левое переднее колесо с подвеской. 1 - подкрылок (алюминий), 2 - передняя часть V-образного рычага подвески (стальной пруток, привернут болтами к задней части рычага), 3 - передний сайлент-блок с кронштейном, 4 - амортизатор (стойка Мак-Ферсона с пружиной), 5 - шаровой шарнир подвески (привернут болтами к рычагу подвески), 6 - левая полуось (короткая), 7 - задняя часть V-образного рычага подвески (штамповка из стального листа), 8 - задний сайлент-блок, 4РКПП - ручная 4-ступенчатая коробка передач в блоке с дифференциалом.
Правая ступица с подвеской. 1 - передний сайлент-блок с кронштейном, 2 - передняя часть V-образного рычага подвески (стальной пруток, привернут болтами к задней части рычага), 3 - тормозной механизм с "плавающей" скобой, 4 - наружный ШРУС в чехле, 5 - шаровой шарнир подвески (привернут болтами к рычагу подвески), 6 - тормозной диск, 7 - задняя часть V-образного рычага подвески (штамповка из стального листа), 8 - правая полуось (длинная), 9 - грузик (гаситель крутильных колебаний полуоси).