Технические данные Fiesta Mk1

ТОРМОЗА

Brakes Mk1

Тормоза "Фиесты" Mk1 просты по конструкции и при этом очень эффективны, если находятся в исправном состоянии. Однако годы не проходят бесследно, поэтому проверке состояния тормозов следует уделить особое внимание.

Наиболее важны для "Фиесты" передние тормоза, обеспечивающие на сухом асфальте около 90% замедления при экстренном торможении. Они дисковые с G-образной плавающей скобой - этим достигается простота конструкции и минимальное число изнашивающихся деталей, а также благодаря этому конструкторам удалось сдвинуть тормозной диск ближе к наружной стороне колеса для равномерной нагрузки ступичных подшипников при торможении. Тормозной диск стальной, толстый (стандарт - 10мм, усиленный - 12мм), благодаря чему заводские диски даже при сильном износе и разогревах не склонны к короблению и "волнистости". На моделях XR2/XR2i стоят вентилируемые диски и тормозные суппорта измененой конструкции (но такой же схемы с G-образной плавающей скобой), невзаимозаменяемые по деталям со стандартными (но идентичные по крепежным точкам и подводке гидравлики). Тормоза XR2 имеют вентилируемые диски - что позволяет им длительное время работать с высокой нагрузкой без потери эффективности торможения, но это существенно лишь для самой машины XR2 (моторы CVH-1600 мощностью 96-105 л.с. обеспечивают ей очень высокую динамику разгона и максимальную скорость до 200 км/ч), в то время как для менее мощных модификаций более чем достаточно эффективности стандартных тормозных механизмов (обратите внимание на рис.3 - размеры даже стандартного суппорта и колодок очень большие для столь легкой машины, а диаметр диска самый большой из тех, что можно вписать в колесо размера 12', а у XR2 - в колесо 13').

Передние тормоза

Рис.1 Суппорт передних тормозов подетально (показан левый суппорт).

Типичные неисправности передних тормозов - износ колодок (С420), износ дисков, повреждение вкладных резинок-пыльников поршня (С420K4), выпадение пыльников из гнезда, растрескивание тормозных шлангов (C419), коррозия подводящих трубок в районе резьбовых муфт и дальше в районе изгиба (перед уходом в двигательный отсек). Если владелец длительное время ездил без пыльников или с выпавшими из гнезда пыльниками - возможна коррозия цилиндра (C420CL,CR) и поршня (C420P), заклинивание поршня и преждевременное истирание уплотнительной манжеты.

Рис.2 Передний тормоз в сборе - вид с установленным колесом.

Рис.3 Передний тормоз в сборе - суппорт и тормозной диск (слева)

Рис.4 Передний тормоз в сборе (справа)

Рис.5 Передний тормоз в сборе подробно: 1 - суппорт, 2 - плавающая скоба с гидроцилиндром 10, 3 - шпильки, фиксирующие вкладыши 7, 4 - вспомогательные пружины, фиксирующие вкладыши 7 со стороны колеса, 5 - основная пружина верхняя, 6 - основная пружина нижняя, 7 - вкладыши скобы, 8 - тормозной шланг, 9 - колпачок штуцера прокачки тормозов, 10 - гидроцилиндр (выполнен зацело со скобой 2), 11 - тормозная колодка (наружная).

При осмотре следует убедиться в комплектности передних суппортов - часто у них бывают потеряны вкладыши направляющих (поз.7 на рис.5), основные пружины (поз.5 и 6 на рис.5) и фиксирующие вкладыши элементы (поз.3 и 4 на рис.5). К счастью, эти детали легко изготовить из подручных средств (вкладыши - из листовой стали 1.5 мм, основные пружины - из велосипедных спиц или пружинной стальной проволоки Ф1-1.5 мм, фиксирующая шпилька стандартная общепромышленная, а пружинку 4 можно согнуть из стальной проволоки Ф0.8). В принципе, можно ездить и без основных пружин - но скоба суппорта будет брякать в направляющих на каждом ухабе.

Обратите внимание, что у меня пружины 5 и 6 сделаны разными - верхняя сильнее нижней. Дело в том, что заводские (одинаковые) пружины из-за технологического разброса иногда могут приводить к тому, что плавающая скоба будет прижиматься к верху суппорта, а не к его низу - это будет вызывать брякание скобы (впрочем, очень тихое) при каждом нажатии тормозной педали. По этой же причине следует подбирать вкладыши 7 такой толщины, чтобы скоба собиралась с суппортом практически без зазоров, но скользила в суппорте свободно, без подклинивания.

В середине скобы (рядом с цифрой 2 на рис.5) имеется контрольное окно. Оно позволяет легко проверить остаточный ресурс и степень износа тормозных колодок. На каждой колодке в середине (как раз напротив контрольного окна) имеется прорезь. Как только колодка износится настолько, что прорезь исчезнет - колодку пора менять. Наличие и размер прорези можно проверить визуально либо Г-образным проволочным крючком (проволока Ф1.5 мм), введенным через отверстия колесного диска в контрольное окно.

Приблизительно после 1986 года конструкцию переднего тормозного суппорта изменили - она стала проще, но для смены колодок стало требоваться снятие всего суппорта со ступицы колеса. Старая конструкция с вкладышами позволяет не снимать суппорт, а вынуть лишь плавающую скобу. Кроме того, заменой вкладышей можно компенсировать износ рабочих поверхностей (направляющих) суппорта и скобы.

Задние тормоза "Фиесты" барабанного типа, с механическим приводом ручного тормоза и механическим автоматом компенсации износа колодок. В "Фиестах" до 1984 года выпуска детали механики подвержены сильной коррозии и "закисанию", поэтому наверняка потребуют переборки. Это надо обязательно сделать, так как неработающий автомат компенсации износа вызывает лишние хода гидравлики и увеличивает холостой ход педали тормоза. Поэтому для машин до 1984 года выпуска надо при покупке проверить лишь комплектность механизмов тормозных щитов и привода ручного тормоза и убедиться, что задние колеса хотя бы немного тормозятся при нажатии педали тормоза - имея в виду, что переборка задних тормозов все равно неизбежна. Для более новых машин можно проверить тормоза более капитально - и прежде всего поглядеть, не упирается ли рычаг привода ручного тормоза в прорезь тормозного щита при заторможенных "ручником" колесах (если это так - это означает, что автомат компенсации износа колодок не работает).

Помните, что в 1983 году конструкция задних тормозных щитов была изменена - старые щиты имеют гидроцилиндр в своей нижней части, а новые - в верхней части, соответственно весь механизм привода перевернут. Одновременно изменилась и конструкция привода ручного тормоза (вместо варианта со шкивом на задней балке применена конструкция, аналогичная "Жигулевской" - с V-образной разводкой троса).

Все Фиесты снабжены вакуумным усилителем тормозов (в большинстве инструкций по эксплуатации его почему-то называют гидроусилителем), приводимым в действие разрежением из впускного патрубка двигателя. Приятным сюрпризом будет то, что к этому пневмоусилителю в точности подходит ремкомплект (мембрана и манжеты) от пневмоусилителя ВАЗовской "Классики" (2103-2107), так что если пневмоусилитель не работает - не беда, его нетрудно отремонтировать.

Хостинг от uCoz