Фордовские отопители, установленные на автомобилях Фиеста и Эскорт, просты по конструкции и поэтому весьма надежны. Однако в машинах 20-летнего возраста могут отказать и они, а оригинальные запчасти к ним недешевы.
Наиболее часто отказывает радиатор отопителя. Он алюминиевый, с пластмассовыми боковыми бачками - поэтому со временем в российском климате либо сгнивает алюминий, либо трескается от старости пластик.
Как оказалось, в отопитель Эскорта практически идеально встает радиатор отопителя от ВАЗ-2108/2109 (см.рис.1). Цена вопроса - 700 рублей в розницу. Все совпадает, кроме отверстий под винты крепления - поэтому мы просто берем саморезы подходящей длинны и заворачиваем в пластик кожуха отопителя на месте крепежных отверстий ВАЗовского радиатора.
Рис.1 Радиатор отопителя ВАЗ-2108/2109/21099.
К сожалению, для "Фиесты" аналогичного радиатора подобрать не удается. Но, поскольку фиестовский радиатор отличается от эскортовского только длинной - мы можем поставить в отопитель "Фиесты" тот же радиатор от ВАЗ-2108, сделав небольшой дополнительный кожух (см.рис.2):
Рис.2 Отопитель "Фиесты" с радиатором ВАЗ-2108
Кожух изгибается в виде короба из листового оцинкованного железа и крепится к боковой стенке отопителя саморезами с таким расчетом, чтобы эти саморезы не мешали работе заслонок отопителя. Разумеется, из-за большей длинны радиатора его патрубки сдвинутся вправо - поэтому нам придется прорезать новое отверстие для шлангов охлаждающей жидкости в стенке моторного отсека напротив патрубков, а старое закрыть подходящей накладкой из металла или пластика.
Кроме радиатора, из строя иногда выходит вентилятор отопителя. У "Фиесты" он осевой и довольно компактный - однако, к счастью, в отсеке достаточно места для замены этого вентилятора на переделанный вентилятор от классических Жигулей (ВАЗ-2101/05/06/07) - см.рис.3:
Рис.3 Вентилятор от Жигулей в отопителе Фиесты
Для начала выбираем вентилятор на шариковых подшипниках (цена - 450 руб) и сразу разбираем его. Снимаем крыльчатку, отворачиваем сзади два винта и снимаем заднюю крышку. Проверяем сборку щеточного узла, откусываем лишний провод и смазываем шарикоподшипники и втулки жидким маслом (стараясь не попадать на щетки и коллектор мотора). Снова собираем мотор. Если вал имеет значительный осевой люфт - уменьшаем его, подкладывая шайбы подходящей толщины под заднюю ось либо снаружи мотора под переднюю ось (перед креплением крыльчатки). У крыльчатки ножницами по металлу обрезаем на 5 миллиметров лопасти по внешнему диаметру (см.рис.3), и затем одеваем крыльчатку задом наперед - то есть выпуклой частью ступицы к мотору. Крепим крыльчатку штатной пружиной.
Получившийся мотор ставим в кожух отопителя на место штатного. Обычно у него диаметр немного меньше, чем у гнезда - разницу выбираем, наматывая изоленту и бинтовую резину на корпус мотора в зоне крепления. В конце концов мотор должен плотно садиться в гнездо и как следует обжиматься штатными пружинами крепления. Убеждаемся, что крыльчатка нигде не цепляет - ни сбоку за кожух, ни снизу за заслонку в момент ее переключения.
Подсоединяем к проводам нового вентилятора разъем от старого мотора вентилятора в такой полярности, чтобы вентилятор засасывал воздух через себя внутрь кожуха. Тщательно изолируем соединение. В качестве финального штриха можете найти колпак для задней части корпуса мотора - отрезав заднюю часть подходящей по диаметру пластиковой бутылки и примотав ее изолентой. Колпак поможет предотвратить попадание капель дождя внутрь мотора и продлит срок его службы. Кстати, изоленту следует применять импортную, лучше немецкую - отечественная рассыхается и через некоторое время отваливается.
Переделанный таким образом отопитель "Фиесты" отлично греет, а его вентилятор шумит не сильнее оригинального, при этом подает воздух даже в большем количестве ввиду более мощного мотора и большей площади лопастей крыльчатки.
Кое-что об устройстве отопителя Ford
Форд исторически применяет на своих машинах очень простые отопители так называемой полнопоточной последовательной схемы. Суть ее в том, что радиатор отопителя постоянно включен последовательно в полный поток малого контура системы охлаждения (из рубашки двигателя в отопитель, из отопителя в насос ОЖ и снова в рубашку - минуя термостат). Такая схема позволяет добиться стабильно высокой температуры радиатора отопителя и избежать применения кранов-переключателей потока жидкости (вспомните, как мучаются с этими вечно текущими кранами владельцы Жигулей).
Однако при такой схеме радиатор отопителя на работающем двигателе всегда горячий - даже летом. Поэтому в отопителе предусмотрена воздушная заслонка, перекрывающая полость кохужа отопителя, в которой установлен радиатор, и пускающая воздух от вентилятора мимо радиатора отопителя. Соответственно регулируя ее положение, можно изменять соотношение холодного и горячего воздуха, поступающего в салон автомобиля.
Вторая заслонка переключает поток воздуха (уже на выходе отопителя) либо вниз, под ноги водителя и переднего пассажира, либо вверх, на лобовое стекло и центральный дефлектор торпедо. Боковые дефлекторы работают всегда, поток воздуха через них можно регулировать заслонками на самих дефлекторах.
Вентилятор "Фиесты" имеет две скорости вращения, а в "Эскорте" - три скорости вращения. Это достигается включением последовательно с электромотором балластных сопротивлений для уменьшенных скоростей.
Следует учесть, что аэродинамика кузова "Фиесты" Mk1 такова, что набегающий поток воздуха на скорости ниже 80-100 км/ч практически не поступает в воздухозаборники системы вентиляции, даже если на них установить дополнительные дефлекторы. Собственно говоря, это естественная плата за низкий коэффициент лобового сопротивления (и, соответственно, низкий удельный расход топлива). Поэтому на таких скоростях вентилятор является единственным средством подачи воздуха для работы отопителя и дефлекторов вентиляции салона.
При выключенном зажигании вентилятор не работает. Это сделано для предотвращения разряда аккумулятора из-за невыключенного на стоянке вентилятора.