ПОЕДИНОК С ДЬЯВОЛОМ

Это был обычный день, и завершался он тоже обычно. Уже была ночь, когда я вел свою Ford Fiesta, чтобы поставить в гараж. Дорога была прямой, как стрела, сносно освещена и абсолютно пустынна, ни одной встречной машины, вообще никого - я стегнул лошадей до сотки, а потом сбросил и поставил коробку в нейтраль, идя накатом с тем расчетом, чтобы скорость к моменту въезда в населенный пункт упала до предписанных ПДД 60 км/ч.

Я сто раз ездил по этой дороге в обоих направлениях и знал, что на въезде водителям подготовлен "сюрприз" от дорожников - дорога резко сужается, и это сужение приходится на S-образный участок, начиная с которого поребрик у дороги заканчивается и вместо него справа появляется глубокий кювет. Мало того - на этом участке еще и обочина превращается в тонкую полоску песка, местами исчезающе малой ширины. Ширина же самой дороги такова, что местами два грузовика на ней разъехаться не могут. Недели не проходит, чтобы на этом месте какой-нибудь страдалец не слетал на полном ходу в кювет, отрывая себе по пути колеса о другие сюрпризы коммунальных служб (о них далее).

Рис.1 Дорога на въезде в поселок. Окружностью выделено место сужения.

На рис.1 это место сфотографировано ясным днем - и даже днем заметно, что просматривается это место плохо и сужение дороги для водителя, идущего с этой стороны, далеко неочевидно. А ночью это место - вообще караул (см.рис.2):

Рис.2 Примерный вид этого же участка ночью в свете фар.

И вот подъезжаю я к этому делу - и "Вася, у нас гости" - навстречу едет какой-то автомобиль. Причем едет - это слабо сказано, поливает где-то под сотню. Поймите меня правильно - я сам только что поливал столько же, но не в населенном пункте и по дороге  в полтора раза шире с нормальными обочинами, а этот палит сотку по узкой асфальтовой кишке практически без обочин, идущей между жилыми домами и коттеджами, вплотную к заборам.

И вижу я - несется этот ужас на крыльях ночи, этот недодавленный Шумахер, аккурат к месту сужения, и чувствую - встретимся мы с ним как раз на S-образном участке. Время до встречи - секунда, максимум полторы.

Вечер резко перестал быть томным, но от катастрофы ситуация была еще далека, поэтому я даже не стал тормозить (все равно не остановиться до сужения - а в канаву слететь можно элементарно, надо ведь обруливать эту проклятую S и при этом разойтись со встречкой). Просто взял поближе к правому краю дороги и приготовился точно рулить. Скорость 60, машина идет как влитая, этот участок трассы я знаю, как свои пять пальцев - чего бояться?

А встречная летит. Какая-то непонятная черная машина, судя по конфигурации света - БМВ или какой-то японец из больших. Дистанция сокращается примерно до 20 метров. И тут этот урод смещается к осевой - и ВКЛЮЧАЕТ ДАЛЬНИЙ СВЕТ! И этот свет - КСЕНОН!!!!

Дьявол! Все. Приехали.

Такое ощущение, что взорвалась атомная бомба - я полностью слепну, видны только два мертвенно-голубых ксеноновых шара, наплывающих на меня. Где дорога, где столбы - непонятно. Время замедляется и течет, как кисель - до столкновения доли секунды, но они тянутся и тянутся...

Варианты - уходить вправо, в кювет, или пытаться пройти впритирку к встречному. В кювет не хочется - там бетонные столбы и прочие ужасы, даже на 60 км/ч костей не соберешь. С другой стороны, поймать лобовую на такой разнице скоростей (100+60=160) - верная смерть.

Пробую рискнуть и идти впритирку. В крайнем случае, думаю, порвем бока и разлетимся. Примерно прикидываю расстояние от центра его левого ксенона (в глазах черте что творится, мельтешат помехи) до его левого крыла, считая встречную машину Бэхой пятой серии - и выставляю свое левое крыло с гипотетическим зазором сантиметров десять. Буду ехать, ориентируясь на его свет - и там уж как Бог даст.

Бог все-таки дал. В самый последний момент мои фары выхватывают из ксенонового мельтешения первый столб - и я чуть корректирую траекторию.

Дынннн - пролетаем впритирку, каким-то чудом я все-таки его не зацепил и столб не зацепил тоже. И то ли из-за ослепления, то ли еще почему - но мне показалось, что во встречной машине не было водителя. Вообще не было. Руль был, сиденья с подголовниками были - а водителя не было. Дьявол играл со мной в свою игру.

Я даже не успел обрадоваться своему чудесному спасению - как выяснилось, что радоваться рано. Инфернальный мир не хотел отпускать добычу - и я почувствовал, как мои правые колеса соскочили с асфальта.

Рис.3 Участок обочины после первого столба - вид с встречной стороны. Пунктирная линия А показывает фактическую границу обочины - дальше по направлению стрелки уже кювет, но из-за зарослей травы этого незаметно.

Я слишком хорошо знал этот участок, чтобы не понимать - теперь меня спасет только чудо.

На рис.3 показан фрагмент обочины - к моему счастью, меня сбросило с асфальта в районе литеры А, а не раньше, и я благополучно проскочил первую бетонную перемычку (она видна рядом с буквой А). Но это давало мне лишь временную отсрочку. После точки А высота асфальтового уступа стремительно растет (см.рис.4), шансы вернуться на дорогу резко уменьшаются, а за следующим столбом (стоящим слегка наклонно) ширина обочины становится нулевой - и правая сторона машины падает в кювет.

Рис.4 Выход с S-образного участка. "Жигули" находятся как раз в том месте дороги, где меня сбросило.

А в кювете автомобиль через несколько метров ждет второй подарок коммунальщиков - бетонное кольцо с оголовком канализационного люка (см.рис.5). Кольцо прочное и несколько легковых автомобилей выдерживает - но в конце концов в него въезжает очередной грузовик, и тогда коммунальщики привозят новое кольцо и восстанавливают свой прикол.

Некоторые особенно быстрые "гонщики серебряной мечты" умудрялись с полного хода проскочить кольцо и, с оторванным правым колесом, замирали на следующем столбе. Но мне для такого "подвига" уже не хватало скорости...

Рис.5 Конец пути. Начиная с точки В, ширина обочины нулевая, машина соскальзывает по склону в кювет и далее въезжает в бетонное кольцо.

Ужас ситуации состоял не только в том, что "асфальтовый уступ" довольно высокий, и вернуть колеса на трасу очень трудно. В конце концов, я ехал на довольно легкой переднеприводной машине, и мой 96-сильный мотор вырвал бы меня на трассу даже из такой ситуации. Однако мне не повезло - рычаг коробки стоял в нейтрали, и втыкать передачу было уже слишком поздно.

Но Господь меня не оставил, и "Fiesta" тоже была настроена бороться до конца. В тот же момент, как соскочили колеса, я дернул руль влево, пытаясь вернуть машину на трассу, машина заскребла резиной по асфальту, под правое переднее колесо попался какой-то камушек - и я выскочил назад на дорогу!

Это было настоящее чудо. Десятки машин пробовали сделать то же самое - и все кончали путь в бетонном кольце. Буквально накануне в кольцо приехал УРАЛ-375 - полноприводное военное чудовище с зубастыми покрышками разворотило себе передний мост и оборвало кардан, так и не сумев выскочить назад на дорогу. А я сделал это на 13' колесах с допотопными русскими шинами И-153, на микролитражке "Форд" 1979 года выпуска, у которой даже нет гидроусилителя руля.

Если бы я ехал на машине более широкой - я бы просто не вписался между этим "ужасом ночи" и столбами на обочине. Если бы я ехал на машине типа Жигулей, с характерной для заднего привода развесовкой по осям - я бы вряд ли выскочил назад на дорогу. "Fiesta", с ее резкой управляемостью, смещенной вперед развесовкой, хитрой подвеской без стабилизаторов и малыми габаритами, мне крепко помогла.

Но все равно это было чудо.

ЧЕРТ ПОПУТАЛ

Я ставил машину в гараж и обдумывал ситуацию, все более и более убеждаясь, что везение было просто невероятным. Но я еще не знал, что на этом адреналиновая ночь для меня не закончилась.

Надо сказать, что гараж, в который я поставил машину, находится у моих родителей. И что от них до моего дома - около 6 км, которые я обычно тоже пешком не хожу. Я сажусь на скутер Yamaha, сажаю за спину своего батю - и еду домой, а батя потом возвращается на скутере обратно к себе.

Так же произошло и в эту ночь - мы сели и поехали. Ехать недалеко, дорога раз пятьсот езженная, так что я даже не стал надевать свой UVEX, чтобы потом не переть его обратно. А надо сказать, что Yamaha бегает быстро для своих 49 кубиков - даже с двумя мужиками по 90 кг легко кладет стрелочку за 60. Но я решил быть теперь осторожным и пилил на 40, как обычный лох на китайском QUINGHI. А поскольку только что нажрался от урода с дальним светом - ехал, включив ближний (хотя на скутере мощность света не та, и можно при правильно отрегулированной фаре всегда ездить с дальним).

И вот, когда до дома остается уже около километра, я выхожу на хитрую такую развязку - Y-образная развилка сопряжена с боковым Т-образным ответвлением, и к этой развязке справа приближается какая-то зубилка. Ситуация неоднозначная - с одной стороны, я еду по главной дороге, а зубилка по второстепенной, а с другой стороны, водитель зубилки может на знак ночью не посмотреть и считать, что он у меня помеха справа и я должен уступить дорогу.

В общем, я решаю ситуацию превентивно разрулить, проехав развязку до зубилки - и увеличиваю скорость до 50 км/ч, одновременно готовясь побибикать, если зубильщик прибавит.

Что потом со мной случилось - я не знаю. То ли я слишком отвлекся на эту зубилку, то ли зрение не вполне восстановилось после "ксеноновой атаки", то ли после Adrenaline Rush и счастливого спасения наступило торможение нервной системы, то ли фара на ближнем свете светила недостаточно, то ли черт попутал - но только я на полном ходу въехал в поребрик.

Вот просто так ехал и въехал. Надо было взять левее, я пятьсот раз это делал в этом месте, мог бы ехать с закрытыми глазами и это сделать - но не сделал.

Надо сказать, что поребрик на скорости 50 км/ч для скутера - это страшно. Даже для машины это малоприятно, а для скутера, особенно перегруженного (собственная масса Ямахи - 55 кг, а нас двое по 90 кг) - сами понимаете.

Передняя вилка полностью выбрала рабочий ход, выбрала ход аварийных резиновых демпферов, и витки ее пружин сомкнулись, передавая оставшуюся энергию удара на раму.

Для российского мотоцикла на этом было бы все кончено - раму бы согнуло и сломало, аппарат сложился, и мы бы умерли, проткнутые обломками. Но японский технический гений задействовал резерв - пружинящую хребтовую U-образную раму из каленой стали NKK. Рама прогнулась, гася энергию удара - а потом распрямилась, как рессора арбалета. Почти одновременно скутер, перескочив передним колесом препятствие, ударился в поребрик глушителем, поднимая зад.

И мы полетели.

Я пониже, а батя, как обычно происходит с сидящим сзади - повыше и подальше.

Но у заднего зато траектория лучше - он меньше бьется. Я вам как байкер с почти 30-летним стажем это говорю.

В полете я распрямился и выставил руки вперед и вниз, а голову постарался поднять повыше - чтобы как можно дольше сохранять ее от контакта с асфальтом. Эх, где же ты, мой UVEX. Какой я был мудак, что его не взял...

В такой вот позе я наблюдал, как впереди и ниже меня по дороге скользит скутер - уже лежа на боку и разбрасывая в темноте веера желтых искр.

Потом асфальт встретил меня своими черными лапами.

........................................

В общем, спасло меня опять же чудо. А также то, что на голове был прочный "военный" картуз, да еще я и кожаный капюшон накинул, чтобы не так дуло. Все это в конце концов было распорото дорогой - но удар головой частично смягчился. Кроме того, сказался долгий байкерский опыт падений - я напрягся, смог слегка довернуться вправо и принял дорогу выставленными руками и полусогнутыми ногами, затем правым плечом и бедром, какое-то мгновение страшным напряжением мышц даже удерживал голову поднятой над асфальтом - но потом сила торможения превозмогла, и далее голова включилась в торможение туловища.

Кожу на голове рассекло - после окончания скольжения по асфальту я пытался встать, а кровь заливала лицо, было ничего не видно. Я кое-как стащил с рук кожаные перчатки и протер глаза, затем быстро смотал с шеи шарф и плотно завязал им голову. Батя уже бегал вокруг, матерясь, поднимал скутер, тащил его к обочине. Подсобрав разлетевшиеся из карманов шмотки и придерживая одной рукой шарф на голове, я быстро осмотрел скутер в свете уличного фонаря.

Эх, умеют японцы делать - зеркало вдребезги, правый поворотник и некоторые места клюва оцарапались, но в целом аппарат выглядел исправным, передняя вилка не погнулась. Я попробовал завести скутер - и он завелся! В горячке я полез за руль - но идея вести аппарат одной рукой, второй придерживая на голове намокающий кровью шарф, мне показалась слишком сумасшедшей - и я уступил место менее побитому бате. И мы поехали.

Я только просил его - не спеши, батя, неизвестно, в каком состоянии после удара ступицы колес, а ну как отвалятся на полном ходу? Второй серии мы не переживем. Он не спешил - и мы доехали до дома.

Дальше были бинты, медикаменты, причитания родных и всякое такое прочее - но наши приключения, слава Богу, на этом закончились.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Некоторые соображения об экипировке скутериста

Как я всегда говорил - хороший шлем-колокол вещь незаменимая при падениях. Можно экономить на всем - но только не на шлеме.

Однако опыт показывает, что 50сс скутеры (и, собственно, любые двухколесные средства, не могущие ехать со скоростью потока машин в 80 км/ч и более) чаще попадают в аварии, если водитель надевает шлем. Причина проста - в шлеме ты не слышишь догоняющую машину и хуже видишь боковым зрением.

То есть - в шлеме аварии чаще, но последствия их менее тяжелые для водителя.

Поэтому, если у вас есть большой опыт вождения, и при этом вы ездите спокойно и внимательно, не очень быстро (до 40-50 км/ч) - можете попробовать ездить без шлема (но хотя бы в прочной шапочке - с голой головой в бандане ездят только самоубийцы). Выше скорость или меньше опыт, или любите ездить рискованно - одевайте шлем.

Для пассажира шлем строго рекомендуется. Если скорость до 60 км/ч - можете использовать для пассажира открытый шлем, типа старых советских, он полегче. Скорость выше - переходите на колокол из бюджетных моделей, например, какой-нибудь белорусский AGV.

Еще вам потребуется кожаная куртка. Для скутерных скоростей вполне сойдет обычная китайская кожаная куртка из свиной или телячьей кожи средней толщины, на прочной молнии. На руки следует обязательно одеть кожаные перчатки (опять же для скутера достаточно обычных китайских перчаток с рынка), а на ноги - джинсы классического стиля из толстого денима или кожаные брюки. Кожаные брюки хороши тем, что не впитывают грязь и задерживают влагу, и после легко отмываются - но они хуже дышат. На скутере, где ноги от воды и грязи в принципе защищены, джинсы предпочтительнее - они дышат, в них меньше потеешь летом.

Мой вышеописанный полет показал, что прочность настоящих джинсов более чем достаточна. Поскольку  было холодно - я одел под них синтетические тренировочные брюки а-ля "вьетнамский адидас", так вот во время скольжения по асфальту этот "адидас" просто расплавился в тех местах, где джинса терлась об асфальт. А джинсам - хоть бы хны, даже особенно и не потерлись.

Всяческие мотокомбинезоны на самом деле для скутера не очень практичны - их сложнее одевать, чем отдельно куртку и брюки, а их "цельность" на типичных для скутера скоростях не играет никакой роли. При этом мотокомбинезон среднего качества в несколько раз дороже, чем комплект из кожаной куртки и приличных джинсов, а рвется при падении намного сильнее. В общем - деньги на ветер.

 

Хостинг от uCoz