Обокрасть или угнать?
У воров летом начинаются "горячие денечки" и нам, простым автомобилистам, всегда надо быть настороже.
Профи и нарки.
Современные автоворы делятся на две большие категории: тех, кто занимается кражами профессионально и тех, для кого чужой автомобиль лишь средство для приобретения очередной дозы наркотика. Профессиональные ворюги, как правило, неоднократно судимы и имеют богатый опыт в этой области криминального бизнеса. Профессионалы даже водку практически не пьют, так, пивком балуются. Конкурентов в наркомановской среде жутко ненавидят, так как "нарки" никаких правил и понятий не признают, денег в "общак" не отстегивают. "Профи" чаще всего работают под заказ, получая всю информацию об объекте от заинтересованного лица. "Нарки" находят первую понравившуюся им машину и: выносят её на всю катушку. Восемьдесят процентов из задержанных в этом году за кражи составляют именно они - "нарки". Готовые за пайку героиновую продать хоть родную маму. Потому-то и так охотно скупают у наркоманов-воров краденное. "Нарк" дорого не попросит, цену назначит в три, четыре раза дешевле. Уворованное торопится тут же продать, не торгуясь, в ближайший ларек или гараж. "Профи" с реализацией не спешат. Оставляют несколько дней "на возврат". Бывает, что ворюгам "сверху" поступает указание все похищенное вернуть хозяину , за вычетом процентов "за работу". Зато потом, если возврата не последовало, "профи" сдают тачку скупщикам ( хорошо проверенным людям) не по бросовой цене, а с разумными скидками. Вообще профессиональные воры не станут связываться с дешевыми машинами. Они работают не за наркомановскую "пайку" и цену себе знают. Да и действуют они быстрее, чётче и грамотней наркоманов . На всё про всё, чтобы вскрыть тачку , найти и нейтрализовать противоугонки, завести мотор и уехать требуется от силы пять минут. Опытный вор-угонщик шарить по всей машине не станет , он заранее ЗНАЕТ, где и что искать. "Нарки", наоборот, хватают, что под руку попадётся, в основном технику, инструменты и шмотки. Времени искать противоугонки, если не удалось обнаружить их сразу в традиционных местах, не остаётся. Надо уходить... Исключение составляет разве что угон отечественных "зубилок" - там мотор заводят с помощью заранее собранной "косы" электрооборудования и бачка с бензином, не заморачиваясь на поиск всяких блокировок.
Состав преступления
Принцип работы автомобильных воров схож с работой оперативных служб правоохранительных органов, только результат обратный. У угонщиков имеется своя "разведка", которая ведёт наблюдение за объектом. Проверяет: когда и на какое время хозяева берут машину, когда возвращаются, куда ее обычно ставят, как включают сигнализацию и т.д. Профессионалы "пасут" заказанную машину в течение нескольких дней, и если тайное хищение (кража) по объективным причинам невозможна, воры решаются на "гоп" - грабёж или разбойное нападение. Подкарауливают момент выхода или входа хозяев в машину и набрасываются на них, отбирают ключи и уезжают. Если вашу машину "заказали" - спасения от этого нет. Часто для выяснения присутствия или отсутствия хозяев воры используют нехитрый способ - толкают машину или раскачивают ее, иногда наняв для этого подростков, и смотрят - выйдет хозяин на орущую сигнализацию, или нет.
"Нарки" действуют нагло, дерзко. Попросту выбивают форточку, открывают дверь, капот, молотком разбивают орущую сирену, и заводят тачку. Если не получается завести - забирают магнитолку, инструменты, запчасти поценнее и т.д. Если хозяин выбегает - "группа поддержки" дает ему в репу, и затем все "делают ноги".
Кроме того, машину могут открыть и завести просто вашим ключом. Доступ к ключам от вашей машины может произойти различными способами. Некоторые озабоченные граждане не пугаются вызывать на дом проституток (а тем только давай пошарить по карманам клиента), часто с ключами и сигналками "балуют" автослесари на СТО, у ваших детей могут снять слепки приятели, кроме того, карманник способен вытащить из кармана ключи вместе с брелком сигналки и документами, а затем отдать всё это коллегам-угонщикам. Да мало ли других способов заполучить ключи и брелок сигналки от желанной машины...
Что делать?
После обнаружения визита незванных гостей в вашу машину возникает естественное чувство гадливости. Старайтесь сохранить до приезда милиции следы, оставленные преступниками. Если выбито стекло и похищены вещи, находившиеся на виду - значит, тут поработали наркоманы. А эта публика ворованное с собой долго таскать не будет, сдаст в ближайший ларёк или местный автобазарчик. Попробуй, отыщи. Получить обратно (выкупить вполцены) своё имущество довольно сложно, если вы не знаете, к кому обратиться.
Профессиональные скупщики краденного обычно помещают в газетах объявления о продаже, допустим, запчастей или автомагнитол. Пишут телефон для связи, как правило, сотовый. Телефончик этот зарегистрирован на бог знает кого, а сам перекупщик только лишь платит за разговор. В милицейской практике ещё не было НИ ОДНОГО случая, когда скупщик оказался бы за решёткой. Свидетель на суде - это максимум, что ему грозит. Ворованную аудиотехнику охотно покупают рыночные кавказские парни, да и многие водители охотно выложат денежки за хорошую магнитолку Сони по смехотворно низкой цене.
Львиная доля краж из автомобилей сейчас совершается "безбашенными" наркоманами. Этим отморозкам всё по барабану, и никаких "понятий" для них не существует. Недавно судили за кражу одного такого . Так он в последнем слове нагло заявил, что кража для него, как наркотик. Бывалые, опытные ворюги по большей части отошли от дел. Места заполнили дерзкие наркоманы. И от них страдает большинство граждан со СРЕДНИМ достатком. Дело в том, что заказывают у "профи", как правило, богатые "навороченные" машины. Заказ может быть сделан из зависти, из желания напакостить конкуренту, вернуть затяжной долг у должника.
Предпочтения немецких угонщиков
В 2001 г. в Германии было украдено меньше автомобилей, чем годом ранее. Всего было украдено 61 тыс. 62 автомобиля, из них легковых – 37 тыс. 549, что на 7,2% меньше, чем в 2000 г., пишет auto, motor und sport.
Самой популярной среди угоняемых автомобилей в Германии являются Audi (5.810) и Mercedes-Benz (5.067). В результате страховым компаниям был нанесен заметный ущерб – только по Audi они выплатили безутешным владельцам почти €74 миллиона. Также популярны у угонщиков и автомобили повышенной проходимости. Здесь воруют все: Toyota, Isuzu, SsangYong, BMW, Mercedes, Nissan и лишь Subaru у автоворов популярностью не пользуется. Особенно часто воруют BMW X5, который и возглавляет криминальный хит-парад внедорожников. На втором месте – Toyota Land Cruiser.
Интересно, что изменились и приемы, которые применяют автоворы. Сейчас сначала грабится квартира, из которой похитители (часто под угрозой оружия) забирают бумаги на автомобиль и ключи. Именно так, к примеру, был украден Mercedes-Benz футболиста Торстена Фрингса. Автомобиль, кстати, стоил около $1 миллиона. Угнанные автомобили чаще всего попадают в Восточную Европу, в которой лидером является Польша. Также, легко "теряются" следы на территории Венгрии и Чехии. Интересно, что автомобили (вопреки сложившемуся мнению) угоняют и в Западную Европу: Голландию, Италию и Францию.
Московские угонщики предпочитают Mersedes
В Москве с 1 июля - со времени ввода в действие нового Уголовно-процессуального кодекса - арестован всего один автомобильный вор. Об этом на пресс-конференции в Москве заявил начальник отдела по раскрытию преступлений, связанных с транспортными средствами, Управления уголовного розыска ГУВД Москвы Александр Скаморин. По его словам, это связано с тем, что теперь санкцию на арест дает суд, которому органы внутренних дел должны обосновать необходимость задержания подозреваемого.
А.Скаморин сообщил, что всего за семь месяцев текущего года в городе зарегистрировано 1 тыс. 339 угонов автомобилей, 5 тыс. 254 кражи автомашин, 136 грабежей с целью завладения транспортными средствами и 93 разбоя с целью завладения автомобилем. По его словам, данные цифры приблизительно в два раза превышают показатели аналогичного периода прошлого года, однако это связано не с ухудшением криминогенной ситуации, а с тем, что милиция регистрирует все заявления граждан и отказалась от практики сокрытия преступлений ради улучшения статистических показателей.
По словам А.Скаморина, наибольшим "спросом" у преступников пользуются автомобили Mercedes - на их долю приходится 21% от общего числа угнанных автомобилей, причем угоняются в основном внедорожники G-класса и седаны представительского S-класса. На втором месте находятся автомобили ВАЗ - на их долю приходится 17%. Далее следуют BMW - 10% (наиболее популярной машиной у угонщиков является внедорожник BMW-Х5). Среди большегрузного автотранспорта наиболее популярными у угонщиков являются "КамАЗ" и "МАЗ", добавил А.Скаморин.
Машины, которые не любят американские угонщики
Американский журнал What Car? опубликовал результаты очередного угон-теста, на которых изучается сопротивляемость автомобиля угонщикам. Всего в этом году в соревнованиях приняли участие 60 моделей, из которых только половина смогла продержаться 2 минуты и более.
Лучшие результаты показали автомобили марки Lexus (IS300, LS430 и SC430), они набрали по 100 баллов. По 95 баллов получили BMW 318i, Nissan Maxima QX 3.0, Skoda Superb 2.6 TDi и Toyota Camry V6. 90 баллов заработали Audi A4 1.9 TDi, BMW 735i, BMW X5 3.0d, Citroen C3 1.4 HDi Exclusive, Jaguar S-Type, Mazda Tribute, Nissan Primera 2.0 и Volkswagen Passat V6 4Motion.
Угонщики разбирают машины на запчасти
В среднем за год в Польше преступники угоняют около 60 тыс. машин, 80 проц. из них поступают потом в продажу разобранными на запчасти. Такие данные опубликовала на днях полиция Польши со ссылкой на спецподразделение «Гепард», ведущее борьбу с угонщиками.
Торговля запчастями в Польше поставлена на широкую ногу и совершенно легально ведется на 300 авторынках, 70 из которых считаются крупными. Официально там продаются запчасти от старых или поврежденных в аварии машин. Однако полиция считает, что почти 90 проц. всех запчастей имеет криминальное происхождение.
Количество автоугонов в столице удвоилось
По данным московской ГАИ, в столице выросло количество угонов автомобилей. Если в этом году у законных владельцев были угнаны около 5-ти тысяч автомашин (4773), то в прошлом - за тот же период - почти в 2 раза меньше (2673). Самые популярные среди угонщиков отечественные автомобили - это ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-2199. Ну а список наиболее ходовых иномарок выглядит так: "Вольво", "Фольксваген-Пассат", "Ауди", "Мерседес", "БМВ". А вот "ДЭУ-Нексию" практически не угоняют. При этом борьба с угонами значительно осложняется всё более высокой квалификацией преступников. От некоторых профессионалов не способна защитить ни одна сигнализация.
В этом году угонять машины стали почти в два раза чаще, чем в прошлом. А искать их нелегко. Сейчас на основных подмосковных дорогах стоят системы слежения "Поток", напрямую связанные с базой данных по угнанным машинам.
Камера слежения установлена за несколько сотен метров от стационарного поста. Компьютер считывает все номерные знаки и моментально выдает сигнал, если машина в розыске. Инспектору остается только остановить автомобиль. Но до идеала этой системе далеко. Машины угоняются ежедневно, а база данных на постах обновляется в лучшем случае раз в несколько дней.
Так что на всякий случай водителю такой машины лучше возить справку, что автомобиль уже не числится в угоне. К тому же система работает исключительно по регистрационным знакам. А преступники зачастую могут сменить не только номера, но даже перекрашивают машину и перебивают номера кузова. Так что искать такой автомобиль можно долго.
"Машины перебиваются с помощью компьютерного оборудования. При современном развитии технических средств практически невозможно отличить, подлинная машина, или номера перебиты", - говорит старший инспектор отдельного батальона ДПС ГАИ Москвы Сергей Глаголев.
Преступники давно поставили угон машин на поток. Как говорят милиционеры, все дешевые сигнализации рассчитаны исключительно на пионеров. Для серьезных преступников это не преграда.
"Бывает, что на машине установлено по пять различных систем сигнализации. И все равно транспорт, к сожалению, не защищен", - рассказывает начальник отдела розыска ГАИ ГУВД Московской области Василий Кирсанов.
Тем не менее, специалисты в области сигнализаций рекомендуют не ограничиваться лишь одной системой. Сейчас в Москве и области работает около десятка компаний, предоставляющих услуги радио- и спутникового поиска. Оборудованные такой системой машины найти значительно легче. В городе постоянно дежурят несколько десятков экипажей, которые отслеживают такие машины. Эффективность поиска - порядка 80%. Главное - как можно быстрее заявить об угоне. И тогда не придется жаловаться на милицию, которая не может найти автомобиль.
А вот что пишут из Тулы:
В ТУЛЕ ЗАДЕРЖАНА ГРУППА ПРЕСТУПНИКОВ, УСТРАИВАВШАЯ ТОП-ШОУ С ИНОМАРКАМИ ДЛЯ ЛОХОВ
В начале июля задержана группа, не один год удачно промышлявшая в четырех городах России, в том числе и в Туле. Специализация преступников - перегон иномарок из-за границы.В городе появлялась фирма, например, "Топ-карс" (везде с вариациями: был и "Топ-Урал"), собирала деньги за машины, которые бралась перегнать из-за границы, а затем исчезала. Отметилась эти самые "топы" в Туле, Москве, Тольятти и Челябинске, где группу и взяли. Милиция задержала семерых, в том числе нескольких сотрудников МРЭО ГИБДД Челябинска. День захвата выбрали исключительно удачно - сутками позже, и обэповцы искали бы главаря еще долго: он собирался на другой день уезжать в Турцию насовсем. Схема, которую беспроигрышно использовали эти люди, отнюдь не нова. В столице нашей Родины подобный способ заработать на лохах вообще очень популярен. Фирма предлагает нуждающимся приобрести иномарку, вполне еще новую. Надо просто заплатить деньги, а всю головную боль по растаможке и перегону предприниматели берут на себя. Единственное условие - предоплата. Сомневающимся объясняли, что если они выкладывают денежки уже по прибытии автомобиля, то это будет стоить тысяч на десять долларов дороже. Аргумент срабатывал всегда безотказно. Дело было поставлено широко. В Америке у преступников действовал свой человек - он скупал на аукционах по дешевке подержанные двух-четырехлетние джипы, переправлял их в Финляндию, а уже оттуда машины шли к заказчикам. На шести таможенных постах на границе у фирмачей имелись "карманные" таможенники, которые за мзду от 50 до 1000 долларов (в зависимости от аппетита самого таможенника) соглашались не заносить в компьютерные базы данных номера транзитных автомобилей, пересекающих границу с Россией. Джипы приходили. Но заплативший свои кровные пятнадцать-двадцать тысяч долларов заказчик покупку так и не видел: автомобили уходили в другие регионы. Чаще всего джипы доставлялись в Челябинск - машины прятались в отстойниках, располагавшихся в районных городках Челябинской области. Машина получала поддельный техпаспорт, что совершенно несложно провернуть - в той же Москве фальшивый ПТС можно на любом углу купить за 650 долларов. С этой липой она и продавалась. После второго владельца машина становится "чистой". А если еще есть свои люди, где надо... У этой фирмы имелись печати Тульского МРЭО ГИБДД, Выборгской таможни, различные нотариальные штампы. Иногда клиенту фирмы все-таки выпадала радость пощупать приобретение и поездить на своем джипе, но до первой встречи с ГИБДД. Госномер авто всегда был не того региона, инспекторы требовали перерегистрации. Обескураженный владелец обращался к фирме снова - с просьбой оформить все как положено. Автомобиль забирали якобы для этой процедуры и уже никогда не возвращали. Существовал и другой способ заработка. В фирму приходили люди, желающие продать свою иномарку. Машина сбывалась, а денег человек, естественно, не видел. Как могли так лажаться граждане - загадка: ведь никакие договоры не заключались. Джентльменское соглашение - это все, что предлагалось топ- фокусниками клиентам. Впрочем, у богатых свои причуды. В Туле фирму зарегистрировали на нашего земляка, впоследствии ставшего одним из активных участников преступной группы. Вошли в состав "Топ-карс" и еще два туляка. Работала она у нас с лета 1997 года по май 1998-го.Руководитель "проекта" - энергичный молодой мужчина из Казахстана Марк Лысенко. Он же Сергей Петрухин. Он же Андрей Акимов. Кстати, многие члены "топ"-организации имели по несколько паспортов. Все фирмачи, как на подбор, молоды и ранее ничем не запятнаны перед законом. Марк Лысенко - типичный новый русский. Жил на широкую ногу: доходы позволяли ему выдавать жене две-три тысячи долларов в неделю на булавки, напаивать посетителей какого- нибудь кабака за свой счет... Он открыл в Турции фирму по продаже автомобилей и был полон грандиозных планов. Весьма приблизительно тульские обэповцы подсчитали, что он заработал в нашем городе тысяч пятьсот долларов. При этом учитывались только деньги, полученные за джипы из США. Да и не всех "кинутых" удалось пока установить. В Челябинске это - пятьсот или шестьсот тысяч долларов, в Москве - двести пятьдесят тысяч, в Тольятти - сто тысяч. Сотрудники УБЭП УВД Тульской области ищут обманутых "Топ-карсом" туляков. Их показания могли бы помочь следствию.
МИНИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ
Способ заказных убийств через минирование автомобилей приобретает все более широкий размах. Любой прохожий, якобы завязывая шнурок, может за считанные секунды установить под днище мину на магнитном креплении.
Минирование автотранспорта имеет ряд преимуществ по сравнению с "классическим" заказным убийством. Во-первых, более безопасно для исполнителя, так как не требует его непосредственного нахождения на месте акции. Во-вторых, имеет более сильное психологическое воздействие на жертву и ее окружение, если цель- "напугать" или "предупредить" их. Однако при всем "позитиве" у метода есть и негативная сторона: по статистике, своей цели достигают лишь 50-60% всех заложенных мин. Остальные либо обнаруживаются, либо не срабатывают, либо взрываются в отсутствие жертвы. Опыт развитых стран свидетельствует, что соблюдение некоторых элементарных правил может понизить эту цифру до 20-30%.
Во-первых, важно заметить, что минируется все, что связано с автомобилем: гараж, места временной парковки, дорога. Поэтому, спустившись утром во двор, внимательно осмотрите место стоянки, так как бомба может быть замаскирована под бытовой мусор, лежать в урне или водосточной трубе, быть просто привязана к ближайшему дереву. Издалека включите сигнализацию (бомба может сработать от вашей "пищалки"). Далее, с расстояния 2-3 метров обойдите и внимательно осмотрите ваш автомобиль на предмет наличия подозрительных шнурков, проводов, отходящих от машины, предметов под колесами. Затем с помощью нехитрого приспособления, состоящего из зеркала на длинной ручке, и фонаря внимательно исследуйте днище автомобиля, так как в 90% случаев минируется именно эта его часть. Особое внимание уделите бензобаку: чаще всего минируют именно его. Неиспользуемые полости (бамперы, например) вообще рекомендуется залить, а на отверстие бензобака поставить сеточный фильтр.
Далее убедитесь, не вскрывались ли салон, капот, багажник, бензобак. Если отсутствуют признаки их вскрытия (свежие царапины, нарушение "пломб" и т.д.), необходимо осмотреть капот и багажник, сначала немного приоткрыв и убедившись, что нет проводов, посторонних предметов и т.д., осмотреть их более детально.
Важно заметить, что бомба может быть закамуфлирована под атрибуты автомобиля (инструменты и т.п.). Закладка мины в салоне менее вероятна, однако следует внимательно осмотреть и его. Особое внимание обратите на сиденья.
Однако, даже убедившись в отсутствии мины в автомобиле, вы не можете быть уверены, что вас не взорвут миной, заложенной по маршруту. При этом используются очень мощные заряды, управляемые дистанционно (по проводам или радио). Чтобы исключить подрыв по радио, можно использовать специальный прибор для глушения радиосигналов. Например, американский CC5 bomb Rander. Он крепится под передним бампером автомобиля и эффективен до 10 метров.
Однако следует заметить, что использование подобных устройств никак не регламентируется законом. При прохождении опасных, по вашему мнению, участков дороги рекомендуется осуществлять маневр скоростью. Резкое ускорение или замедление может обмануть реакцию подрывника. Еще одна опасность на трассе - минирование вашего автомобиля на ходу. К примеру, обгоняющий вас мотоциклист может установить мину на магнитном креплении на крышу или бросить ее в окно. В этом случае с помощью маневра необходимо удалиться от подозрительного объекта на безопасное расстояние. Окна должны быть всегда закрыты. Стекла рекомендуется обклеить специальной сверхпрочной пленкой типа ARMASHELO, которая защитит вас об брошенных в стекло предметов, осколков и даже изменит направление пули. Пол необходимо усилить материалом типа кевлар, который ослабит силу взрыва, если мина сработает под автомобилем. Бомба может быть заложена в стоящем на обочине автомобиле, как это было с господином Березовским. Рекомендуется объезжать такие "подозрительные" автомобили на как можно большем расстоянии.
Если позволяют средства, рекомендуется перемещаться в колонне из двух или трех одинаковых автомобилей, как это делает г-н Потанин, а также разработать несколько маршрутов и никому не сообщать, каким вы сегодня поедете. Если у вас есть основания предполагать, что вас хотят убрать - следует воздержаться от поездок за город. Там вас могут "не мудрствуя лукаво" просто расстрелять из гранатомета.
Но если все же вам угрожают, то рано или поздно взрыв прогремит. Поэтому совет один: либо разрешить конфликт, либо нейтрализовать (законным, разумеется, способом) источник опасности.
Смотрите также:
Схемы мошенничества при покупке-продаже авто