-

Магнитофоны в СССР

часть материала по магнитофонам - с сайта http://severnij.dp.ua

исправлено и дополнено - Black Bird

Магнитофон, 30е годы XXв

Победоносное шествие магнитофонов началось в годы Второй Мировой войны,- что ж делать, так уж повелось, что именно бог войны частенько становится покровителем технического прогресса. В фильмах "Семнадцать мгновений весны" и "Вариант "Омега"" магнитофоны играют далеко не второстепенную роль. И хотя существование в 1945 году миниатюрных диктофонв, подобных тем, что Штирлиц возил на встречу с Борманом, я бы поставил под сомнение, в остальном авторы фильмов достаточно точно отобразили роль магнитофонов в той войне... А уже после войны появляются и первые бытовые магнитофоны, в том числе и в Советском Союзе.

Студийный магнитофон "МАГ-2". ВНАИЗ, Москва, модель 1947 года

В нём применялась первая отечественная магнитная лента типа "МЛ". Для меньшего износа магнитных головок при записи или воспроизведении магнитную ленту заправляли по-разному. Скорость протяжки магнитной ленты 45,6 см/сек. Диапазон рабочих звуковых частот на линейном выходе - 50...7000 гц. Нелинейные искажения 1%.

Сверху на магнитофоне (см. фото) - советские студийные конденсаторные микрофоны 20-30 годов.

В Советском Союзе первый бытовой магнитофон "Днепр" был выпущен в 1947 году. Но тогда из-за дефицита и дороговизны мало кто мог позволить себе такую роскошь дома, в основном, магнитофонами владели разные организации. Этот магнитофон обладал очень скромными (с сегодняшней точки зрения, конечно) характеристиками, был однодорожечным, с очень большим расходом ленты из-за высокой скорости. 

Магнитофон "Днепр"

Однодорожечный, использовал катушки емкостью 500м, обеспечивал продолжительность записи 20 минут при скорости 46,2 см/с. Рабочий диапазон частот 90-7000 Гц. Вес около 29 кг.

Представьте себе это время - начало пятидесятых годов прошлого века в СССР. Расцвет грамзаписи и переход от патефонов к электропроигрывателям, радиограммофонам (электрофонам) и радиолам как средствам более качественного воспроизведения граммофонных
пластинок. Запись на магнитную ленту уже существует, но для простого населения страны недоступна из-за высокой цены. Первой попыткой сделать магнитную запись доступней стал выпуск магнитофонной приставки ''МП-1'' в начале 1954 года. Она была проста по устройству и могла работать совместно с любым типом радиоаппаратуры для проигрывания пластинок. С 1950 года заводом ''Эльфа'', правда, уже серийно выпускалась подобная модель в составе радиограммофона ''Эльфа-6-1'', но она была весьма дорогой и имела существенный недостаток - скорость движения ленты была непостоянна и зависела от величины рулона приёмной катушки. Магнитофонная приставка ''Волна'', как и предшественники, совмещала в себе простоту конструкции и электрической схемы, имела ряд достоинств и недостатков, но главное, скорость перемещения ленты была уже постоянной.

Магнитофон-радиограммофон "Эльфа-6-1М"

Это упрощенный вариант магнитофона с мнимальными функциями, где отсутствовала даже ускоренная перемотка ленты, а скорости соответствовали скоростям проигрывания поастинок 78 и 33 1/3 об.мин. Обеспечивал на катушках 500м при большей скорости диапазон частот 100-5000 Гц и длительность записи до 13 минут.

Магнитофон-проигрыватель "Яуза"

Двухдорожечный, использовал катушки емкостью 180м ("номер 13"), на скорости 19.05 см/с обеспечивал продолжительность записи на одной дорожке 15 мин, рабочий диапазон частот 70-7000 Гц.

Магнитофонная приставка МП-2 (50-е годы)

Слева блок электроники, в центре - механизм с магнитными головками, справа - микрофон МД-41. Применялась совместно с электропроигрывателем, при скорости 78 об/мин обеспечивала скорость ленты 19,05 см/с.

Магнитофонная приставка - "Волна" (Звукозаписывающий аппарат). Изготовитель: Московский завод Деталь. Производство с 1955 года.

Приставка не имела электродвигателя, для ее привода использовался диск проигрывателя грампластинок, с которым приставка и эксплуатировалась. Схема содержала одну радиолампу, которая выполняла функции генератора стирания и подмагничивания, корректирующего усилителя записи и предварительного усилителя сигнала. Все остальные функции выполнял базовый аппарат, к которому приставка подсоединялась через специальный разьём. Такой разьём можно было установить на аппарат самому, он придавался в комплект приставки, а некоторые серийные аппараты уже имели подобные разьёмы, например, радиолы ''Эстония-55'', ''Казань''.

Запись на ленту двухдорожечная, осуществляется переворачиванием и перестановкой катушек. Диапазон записываемых/воспроизводимых звуковых частот приставки на скорости 78 об/мин. составляет 100...7000 Гц, на 33 об/мин - 100...3000 Гц. Приставка не имела собственого блока питания поэтому через разьём получала необходимое анодное напряжение и напряжение накала также от базового аппарата, потребляя мощность около 1,5 Вт. Режимы перемоток в приставке отсутствовали. Стоила магнитофонная приставка 300 рублей по курсу 1955 года (то есть 30 рублей в послереформенных ценах).

Но прогресс не стоит на месте. За первым "Днепром" появились последующие, с гораздо лучшими характеристиками, со стандартными скоростями ленты, что, кстати, позволило совершать обмен фонограммами.

Сетевой катушечный ламповый магнитофон "Днепр-3", Киевский музкомбинат,1952 г.

Магнитофон предназначен для однодорожечной записи. В магнитофоне имеется ускоренная перемотка ленты в одном направлении. Скорость движения магнитной ленты 19,05 см/сек. Время записи, при ёмкости катушек 500 метров 44 минуты. Диапазон частот записи 100...5000 Гц. Относительный уровень шумов -35 дБ. КНИ 5%. Размер аппарата 518х315х330 мм. Вес 28 кг.

"Днепр-3" вид изнутри на устройство.

"Днепр-9" стал уже двухдорожечным, имел очень неплохую акустическую систему в деревянном корпусе. Последующие модели этого семейства долгое время были мечтой тогдашних меломанов, так как обладали очень хорошими характеристиками при сравнительно невысокой цене.

Магнитофон "Днепр-9"

Один из первых советских двухдорожечных магнитофонов. Использовал стандартные катушки "номер 18" объемом 350м (лента на ацететной основе толщиной 55 мкм), что обеспечивало продолжительность записи 30 минут при скорости 19,05 см/с. Диапазон частот 70-8000Гц, выходная мощность 2.5 Втт. Вес 28 кг, цена 120 руб.

Магнитофон "Днепр-11"

Обладал высокими характеристиками: диапазон частот 40-12000 Гц при скорости 19.05 см/с, выходная мощность 3 Втт, акустическая система состояла из четырех динамиков: два фронтальных и по одному по бокам, что давало эффект "объемного" звука. Вес 24 кг, цена 145 руб.
Согласно воспоминаниям, именно такой магнитофон долгое время использовал Рудольф Фукс для записи гитарных концертов Северного.

Катушечный ламповый магнитофон 2-го класса "Мелодия МГ-56", Новосибирский завод Точмаш (ПО "Комета"),1956 г.

Магнитофон ''Мелодия МГ-56'' предназначен для записи или воспроизведения звуковых программ на магнитной ленте типа 2 с катушками № 18. Запись звука двухдорожечная. Скорость протяжки 9,53 и 19,05 см/сек. Диапазон ЗЧ канала записи-воспроизведения на большей скорости 50...10000 гц, на меньшей - 100...6000 гц. Номинальная выходная мощность на двух громкоговорителях 2ГД-3 около 2 вт. Магнитофон имеет индикатор уровня записи, схожий с ним по оформлению указатель метража магнитной ленты, кнопку пауза, регуляторы тембра НЧ и ВЧ, устройство выключения в конце рулона ленты. Всевозможные переключения в магнитофоне осуществляются с помощью реле и электромагнитных муфт. Управление аппаратом кнопочное. Размеры - 420х420х210 мм. Полная масса 24 кг. Цена магнитофона после денежной реформы 1961 года 290 рублей.

Магнитофон ''Мелодия МГ-56'' - вид на внутреннее устройство. Аппарат отличался чрезвычайно качественным исполнением и очень продвинутым по меркам того времени устройством. Дизайн аппарата - великолепен.

Магнитофоны тогда были очень молоды, и разрабатывавшие их советские конструкторы находились в творческом поиске - иногда порождая совсем экзотические конструкции:

Дисковый специальный магнитофон ''МАГ-Д1''. Большое качественное фото.

Дисковый специальный магнитофон "МАГ-Д1" (П-181). Разработчик: "ВНАИЗ", Москва. Модель 1957 года. Скорость вращения диска при записи и воспроизведении переменная от 35 до 100 об/мин. Время записи на максимальной скорости около 1,5-2 минут. Диапазон рабочих частот переменный и меняется от 300...5000 гц в начале диска до 300...3000 гц в конце. Смысл применения диска - обеспечить быстрый доступ и повторное прогрывание любого места записи.

Также были разработаны переносные магнитофоны с автономным питанием (репортажные) - причем с целью экономии батарей они приводились в движение заводимой рукояткой пружиной (как патефоны):

Репортёрский магнитофон - "МИЗ-8" Разработчик "ВНИИЗ", город Москва. Изготовитель: Завод имени Г.И.Петровского, Нижний-Новгород. Модель 1953 г.

''МИЗ-8'' это первый отечественный репортажный переносной, с автономным питанием магнитофон с пружинным приводом, "граммофонного типа". В магнитофоне применено две головки, стирающая и универсальная, для записи-воспроизведения. Собран аппарат на трёх радиолампах. Питание осуществляется от двух батарей (отсек слева). Диапазон записываемых и воспроизводимых частот на линейном выходе 200-5000 Гц. Скорость протяжки ЛПМ 26 см/сек. Время однодорожечной записи - 15 минут. Размеры магнитофона 350х246х177 мм, вес 7,2 кг.  

В 1954 году Киевский завод аппаратуры начал выпуск бытового портативного магнитофона ''Днепр-8'', созданного на основе модели ''МИЗ-8''. В бытовой модели применялись катушки меньшего размера, вмещающие 100 метров магнитной ленты, скорость её протяжки также была снижена.

С конца 50х количество магнитофонов у населения растет, и эта технология открывает новые перспективы для распространения "подпольных" записей. Если раньше обычно просто копировали привезенные "из-за бугра" пластинки, то теперь стало возможным сделать самим запись певца или музыканта. Конечно, качество бытовых магнитофонов оставляло желать лучшего, микрофоны с ними поставлялись тоже самые что ни на есть простенькие (МД-41, МД-47...). Но ни это, ни дефицит магнитофонной пленки (как там у В.Войновича в "Москве-2042": фотоаппратами пользоваться можно, а светочувствительными материалами - нельзя) не могло остановить тех, кто хотел иметь в своей коллекции те или иные записи.

Настольный ламповый катушечный магнитофон "Гинтарас". Вильнюсский электротехнический завод "Эльфа". 1960 г.

Магнитофон ''Гинтарас'' (Эльфа-19) предназначен для записи и воспроизведения двухдорожечных фонограмм, на скорости 19 см/сек. При ёмкости катушек 350 метров продолжительность записи/воспроизведения - 2х30 минут. Диапазон рабочих частот магнитофона на линейном выходе 50...10000 Гц, а воспроизводимых через громкоговоритель 1ГД-9, установленный в акустической системе аппарата - 120...8000 Гц. Выходная мощность усилителя НЧ - 1 Вт. Имеется ускоренная перемотка ленты в обе стороны. Габариты магнитофона 385х346х180 мм, его масса 15 кг.

Настольный катушечный магнитофон "Айдас" (Эльфа-20). Вильнюсский радиотехнический завод "Эльфа". Производство магнитофона с 1962 по 1966 год.

"Айдас" в переводе с Литовского означает "Эхо". В магнитофоне ''Айдас'' применена двухдорожечная система записи на магнитную ленту типа 2 или 6. Скорость движения ленты 19,05 см/сек. Магнитофон комплектуется кассетами №15 ёмкостью 250 метров ленты, длительность записи на
двух дорожках около 45 мин. Диапазон записываемых и воспроизводимых магнитофоном частот по электрическому тракту 40...12000 Гц при работе с лентой типа 6, на ленте типа 2 - диапазон несколько уже и составляет - 50...10000 Гц. Номинальная выходная мощность усилителя магнитофона 1 вт, при коэффициенте искажений на линейном выходе не более 3%, на эквиваленте громкоговорителя 6%. Уровень шума не хуже 40 дб, детонация 0,4%. Размеры магнитофона 400х300х186 мм, вес 12 кг. В
1965 году электрическая схема и ЛПМ магнитофона были модернизированы, а в 1966 году он модернизирован в ''Айдас-9М''.

Магнитофоны "Гинтарас" и "Айдас" ценились любителями за довольно высокое (для бытовых аппаратов тогдашнего времени) качество записи.

В 1960 году Великолукский радиозавод осваивает выпуск самого доступного "народного" магнитофона "Чайка" - его цена в послереформенных рублях составляла всего 105 рублей! Дешевле были только приставки "Нота" и "МП".

Магнитофоны "Чайка" и "Чайка-М". Великолукский радиозавод, производство с 1960 и 1964 года соответственно. Внешне модели идентичны.

Скорость ЛПМ 9,53 см/сек. Катушки вмещают 240 метров магнитной ленты. Запись 2-х дорожечная, длительность записи 40 минут. При использовании ленты типа 2 или СН, усилитель воспроизводит полосу звуковых частот 40...6000 Гц. Выходная мощность усилителя нч на громкоговорителе 1ГД-18 - 1 Вт. Магнитофон собран на 4 лампах. Корпус у магнитофона деревянный, из гнутой фанеры, облицован синтетическим пластиком. Габариты магнитофона - 340х270х180 мм, масса 12 кг. Магнитофон ''Чайка-М'', выпускавшийся с начала 1964 года, имеет незначительные отличия в электрической схеме и конструкции по сравнению с базовым магнитофоном ''Чайка'', качество звучания несколько улучшено, при использовании ленты типа 2 или СН магнитофон воспроизводит полосу частот 40...10000 Гц. .

 

С "хрущевской оттепели" началось массовое увлечение записями исполнителей под гитару. В одной статье Евгений Евтушенко говорил о "магнитофонной гласности". Но, пожалуй, можно говорить о целой магнитофонной культуре. Александр Галич, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Городницкий,- разве эти и многие другие люди не оказали огромное влияние на развитие кльтуры? А ведь их песни почти не транслировали по радио, их не показывали по телевидению, сборники их стихов не издавали. Именно благодаря магнитофонам люди, живущие в разных уголках страны, получили возможность услышать живой голос "подпольных" исполнителей.

Магнитофон "Астра-2"

Первый советский бытовой магнитофон с выносными акустическими системами, обеспечивавшими объемное псевдостереофоническое звучание и состоявшими из одного центрального динамика и двух боковых. При скорости 9,53 см/с на 350-метровых катушках обеспечивал 1 час записи на каждой из двух дорожек. Диапазон частот 50-10000 Гц. Вес магнитофона 12 кг, цена 180 руб.

Магнитофон "Яуза-5"

Один из наиболее распространенных в 60-е годы магнитофонов (в фильме "Бриллиантовая рука" в сцене "соблазнения" главного героя как раз присутствует этот магнитофон). Применялись катушки "номер 15" с 250 метрами пленки, что на скорости 19,05 см/с обеспечивало 22 минуты записи на дорожке при диапазоне частот 50-12000 Гц. Вес 12 кг, цена 180 руб.

Качественно новый шаг - "Яуза-10", первый советский стереофонический магнитофон (кстати, стоивший в 60х годах почти 400 рублей - немалая по тем временам сумма). Специально для этой модели были разработаны узлы, ранее не применявшиеся в отечественной бытовой технике: счетчик метража ленты, сдвоенные регуляторы, переключатель дорожек. К сожалению, судьба этой модели сложилась не очень удачно: из-за высокой цены и отсутствия в середине 60х годов качественных источников стереосигнала уже к 1968 году выпуск "Яузы-10" был свернут: потребителю не было смысла покупать столь дорогостоящий аппарат, возможности которого он не мог использовать. (Кстати, до 1 апреля 1968г стереогрампластинка в СССР стоила вдвое дороже, чем моно того же объема.)

Магнитофон "Яуза-10"

Первый советский стереофонический магнитофон. Запись велась на две дорожки (левый и правый каналы), кроме того, допускалось проведение монофонической записи, что позволяло использовать четрые дорожки на одной катушке ленты (250 метров). На скорости 19,05 см/с при диапазоне частот 40-15000 Гц обеспечивалась длительность записи на одной дорожке 22 минуты. Комплектовался двумя выносными акустическими системами (праый и левый каналы), кроме того, имел два встроенных динамика. Вес магнитофона 14,5 кг, акустических систем 4.5 кг, цена 360 руб.
По воспоминаниям В.Ефимова, "Первый Одесский концерт" Аркадия Северного записывался на три разных магнитофона. И одним из них был как раз "Яуза-10". *)

С середины же 60х годов появляются портативные, переносные аппараты типа "Яуза-20", "Весна", "Романтик", "Орбита", "Дельфин"... При цене, сопоставимой с ценой "классических" ламповых аппаратов, эти модели имели как минимум не худшие качественный показатели, но часто были просто незаменимы из-за своих малых размеров и веса и способности работать от автономнх источников питания. Теперь стало возможным делать записи в походных условиях, на концертах прямо из зала.

Магнитофон "Яуза-20"

Бытовой переносный транзисторный магнитофон, выпущенный в 1965 г. Мог работать от 8 батарей типа 373 или от сети переменного тока через специальный выпрямитель. При этом даже с батареями весил не более 5 кг, что делало его удобным для оперативных записей. Катушки "номер 13" объемом 180 м, скорости 9,53 и 4,76 см/с, диапазон частот на большей скорости 60-10000Гц, что не хуже стацонарных ламповых аппаратов того времени. Цена 200 руб.

Магнитофон "Весна"

Выпущен в 1963 г. Портативный переносный аппарат, работавший как от батарей (10 штук типа 373), так и от сети переменного тока через внешний выпрямитель. Скорость ленты 9,53 см/с, использовались катушки "номер 10" объемом 100 м, что обеспечивало 17 минут на дорожке. Диапазон частот 100-6000 Гц. Вес с батареями 5,5 кг, цена 150 руб.

Переносный магнитофон "Мрия". Выпущен в 1967 г.

Магнитофон "Комета МГ-201"

Наряду с "Яузой-5" был чрезвычайно распространен в 60-70 годах. Было выпущено три модификации этой модели, поздняя обеспечивала диапазон частот 40-12000 Гц на скорости 19,05 см/с (катушки "номер 15" длиной 250 метров), кроме этого, в магнитофоне предусмотрены еще две скорости ленты: 9,53 см/с и 4,76 см/с. Весил 14 кг. Цена 200 руб. Модель отличалась высокой надежностью, некоторые экземпляры работоспособны и по сей день.

Магнитофон "Мелодия МГ-56"

Выпускался тем же Новосибирским заводом точного машиностроения, что и "Комета". Первый бытовой советский магнитофон, имевший функцию реверса, т.е., для воспроизведения второй стороны (дорожки) не нужно было переворачивать катушки. Применялись катушки 350 метров, при скорости 19,05 см/с диапазон частот 50-10000 Гц. Вес 24 кг, цена 290 руб.

Конечно, качественный хороший магнитофон всегда стоил недешево. Особо ценились полупрофессинальные аппараты марки "Тембр". Обычно эти аппараты стояли в клубах, небольших студиях и, конечно, использовались меломанами и в своих личных целях.

Магнитофон "МАГ-8М11"

Полупрофессиональный однодорожечный магнитофон выпуска 1953 г. Применялись катушки емкостью 500м, при скороcти 19,05 см/с длительность записи составляла 43 мин. Рабочий диапазон 50-10000 Гц, выходная мощность 2,5 Вт, вес 52 кг, цена 365 руб. Есть предположение, что на таком магнитофоне были выполнены самые первые записи Северного еще в начале 60х годов...

Магнитофон "Тембр"

Его предшественник назывался M-63 и считался профессиональным. Аппарат высокого класса, построенный по схеме с раздельными усилителями записи и воспроизведения (т.наз. "сквозной канал"), имел функцию "автостоп" и трехдвигательный лентопротяжный механизм. Скороcть 19,05 см/с, при емкости катушек 350м длительность записи 30 мин. Рабочий диапазон частот 40-12000 Гц, выходная мощность 3 Вт. Вес 33 кг, цена 275 руб. В начале 70х годов был был выпущен модифицированный вариант "Тембр-2" и "Тембр-2С" стерео. Ещё один магнитофон, на который параллельно с "Яузой-10" записывался "Первый Одесский концерт" А.Северного.

А кроме упомянутых в этой статье, в 60х годах были "Спалисы" и "Айдасы", "Чайки" и "Сонаты", "Мрии" и "Минии", "Неринги" и просто МАГи-59...

В 70х годах на смену ламповой технике приходит транзисторная, стереофония становится уже не диковинкой, а нормой. Существенно повышается и качество магнитофонных лент, которые теперь выпускаются уже на лавсановой основе и имеют толщину 37 микрон ("тип 9" и "тип 10") против 55 у старых лент "тип 2" и "тип 6". Все это привело к тому, что теперь в бытовых условиях стало возможным получить качество воспроизведения, которое раньше было доступно только в студиях на специальной аппаратуре. Да и при переписывании фонограмм качество копий стало получше...

Магнитофон "Ростов-101-стерео"

Стереомагнитофон первого класса, пожалуй, один из лучших советских аппаратов конца 70х годов. Диапазон частот при скорости 19,05 см/с 40-18000 Гц, имел встроенный стереоусилитель мощностью 6 Втт на канал, комплектовался акустическими системами. Снабжен счетчиком метража ленты и автостопом. На серии фотографий А.Северного, сделанных в Киеве, присутствует такой магнитофон.

Магнитофон "Маяк-201"

Первый магнитофон довольно популярного семейства "Маяк". Моно, четырехдорожечный, обеспечивал достаточно качественную запись в диапазоне частот 40-16000 Гц при скорости 19,05 см/с, применялись катушки "номер 18" с 525 метрами пленки (45 минут на одной дорожке).

Большое распространение получили магнитофоны семейства "Маяк" (помимо первой моно модели 201, в дальнейшем выпускались стереофонические 203 и 205), "Юпитер", "Ростов", "Орбита", а уже в начале 80х годов появились полупрофессиональные модели "Электроника ТА-001" и его "родственник" по классу "Олимп". Эти аппараты обеспечивали практически студийное качество и допускали использование ленты на катушках вплоть до 22го номера и были мечтой "подпольных" музыкантов конца 70х - начала 80х годов. Многие впоследствии известные исполнители и группы поначалу "писались" именно на "Олимпы".

Магнитофон "Юпитер-202-стерео"

Стереофонический магнитофон II класса, обеспечивавший диапазон частот 40-16000 Гц при скорости 19,05 см/с, имел встроенный двухканальный усилитель выходной мощностью 7 Втт на канал, комплектовался двумя двухполосными акустическими системами в деревянном корпусе. Весил 15 кг. Возможно, именно на такой магнитофон был записан Киевский концерт Аркадия Северного с Григорием Бальбером.

Каждый, кто хотел самостоятельно сделать запись даже на достаточно качественный магнитофон, неизбежно сталкивался с одной проблемой: микрофон... Дело в том, что советские бытовые магнитофоны непременно комплектовались микрофоном, но с целью удешевления это были самые простые приборы с довольно посредственными характеристиками.

Микрофон МД-47 (1968г)

Бытовой ненаправленный микрофон, которым комплектовалось большинство ламповых магнитофонов с середины 60х годов. Имел встроенный трансформатор для согласования с ламповыми каскадами. Обеспечивал диапазон частот 100-10000 Гц при значительной нелинейности характеристики.

Микрофон МД-64 (1969г)

Еще один распространенный микрофон для комплектации бытовых магнитофонов, мог использоваться как с ламповыми, так и с транзисторными аппаратами (в подставку был вмонтирован согласующий трансформатор). Обладал несколько лучшими чем у МД-47 характеристиками, хотя имел тот же диапазон частот: 100-10000 Гц. Конструкция микрофона была настолько удачной, что в том или ином виде он применялся вплоть до конца 70х годов, правда, в несколько измененном корпусе.

Для того, чтобы обеспечить нормальную "вызвучку" акустических музыкальных инструментов (гитара, барабаны, саксофон, контрабас, скрипка), музыкантам приходилось где-то "доставать" более качественные микрофоны. "Доставать" - потому что в Советском Союзе такие микрофоны в свободной продаже не были: зачем это советскому человеку такой микрофон?! Что это он записывать собрался? Профессиональные студийные микрофоны стоили дорого и были привилегией различных организаций. Есть информация, что для некоторых записей Северного высококлассные студийные микрофоны приносил В.Ефимов с "Ленфильма".

Микрофон МЛ-16

Студийный ленточный микрофон, имевший двунаправленную характеристику (типа "восьмерки"). Обладал высокой чувствительностью и малой нелинейностью характеристики. Диапазон частот 50-15000 Гц. Весил 1,5 кг. Старые ленточные микрофоны типа МЛ-16 или МЛ-17 дают очень приятную "легкую" и "прозрачную" тембровую окраску, сохранившиеся экземпляры ценятся у любителей и по сей день.

Микрофон 19А-9

Студийный конденсаторный однонаправленный микрофон, имевший очень хорошие характеристики и применявшийся для записи и усиления как голоса, так и музыкальных инструментов. Диапазон частот 40-15000 Гц при очень малой нелинейности характеристики. Применялся совместно со специальным питающим устройством. Вес микрофона 200 г. Известно несколько фотографий В.Высоцкого, выступающего перед таким микрофоном.

Сейчас, глядя на фотографии, сделанные во время выступлений Аркадия Северного, можно попытаться определить, какая именно аппаратура применялась для записи его концертов.

Аркадий Северный на концерте

Во время этой записи (предположительно с ансамблем "Четыре брата и лопата") применялись упомянутые выше микрофоны: МЛ-16 - для записи голоса Аркадия Северного, и два 19А-9 - для записи скрипки и второго вокалиста - бас-гитариста.

 

Аркадий Северный

"Олимпийский" концерт: Аркадий Северный поёт в электретный микрофон типа МКЭ-2. Эта фотография выбита на памятнике, установленном на могиле Северного...

Микрофон 82А-5М

Широко распространенный с середины 60х и вплоть до 80х годов динамический микрофон. В отличие от упомянутых МЛ-16 и 19А-9 неприхотлив, легок, не требовал дополнительного питания. Применялся как на студиях, так и на небольших ведомтсвенных радиоузлах. На известной фотографии Марк Бернес поет в такой микрофон. В фильме "Блиллиантовая рука" в эпизоде "Песня про зайцев" также показан этот микрофон. Диапазон частот 50-10000 Гц, вес 200 г.

При записи разных концертов Аркадия Северного, судя по всему, каждый раз использовались микрофоны, которые были в наличии у сопровождающего его ансамбля. Это понятно, ведь у музыкантов - у тех же "Жемчужных", игравших в "Парусе", или у "Магаданцев", тоже игравших в ресторане,- непременно должны были быть свои микрофоны: без микрофонов ансамбль выступать не может. На некоторых фотографиях можно видеть ту самую упоминаемую во многих источниках конструкцию, когда микрофоны (фирмы AKAI, возможно, ими комплектовался один из магнитофонов С.И.Маклакова) крепились к натянутым поперек комнаты веревкам. На помещенной выше фотографии показан микрофон МКЭ-2. Это был один из немногих хороших микрофонов, которые можно было, хоть и с трудом, купить в 70х годах в советских магазинах. Микрофон обладал хорошими характеристиками (50-15000 Гц), давал очень приятный естественный тембр и как нельзя лучше подходил для записи голоса (с поролоновым демпфером). Внутри микрофона был смонтирован миниатюрный усилитель и батарейка типа 316 для его питания. Существенным недостатком этого микрофона был ненадежный корпус (на фотографии видна розовая лента, подложенная под демпфер). (Оказывается, ПО "Октава" выпускает модифицированный вариант МКЭ-2 и сейчас.) Зачастую не было микрофонных стоек, микрофоны просто изолентой прикручивали к подходящей палке или крепили на треноге для фотоаппарата.

Микрофоны МД-66А и МД-52А на первом концерте А.Северного с ансамблем "Химик" (справа В.Раменский)

Часто для записи голоса применялась пара микрофонов. Это, с одной стороны, могло обеспечить некоторое разделение по каналам (о настоящем стереоэффекте говорить нельзя, так как микрофоны были расположены слишком близко один к другому), а с другой - повысить уровень полезного сигнала. Обычно (и это видно на многих фотографиях) в таких случаях применялись однотипные микрофоны AKAI. Выше на фотографии (первый концерт с "Химиком") показан случай использования разнотипных микрофонов. Один - МД-52А (или МД-52Б) - для бытовых магнитофонов высокого класса, давал полосу 50-15000 Гц. Другой - МД-66А - "речевой" микрофон, имевший узкую полосу 100-10000 Гц. И первый, и второй микрофоны давали "плоский" звук с некоторым "металлическим" оттенком, который хорошо слышен на этой записи, хотя инструменты записаны очень качественно. В некоторой степени исправило ситуацию применение ревербератора. Я предполагаю, что на втором концерте с "Химиком" применялись другие микрофоны,- там голос записан качественнее.

В.Раменский, С.Маклаков, Н.Резанов, А.Северный

На фотографии хорошо видна упомянутая конструкция: натянутые шнуры, к которым прикреплены микрофоны. ("Диксиленд")

Аркадий Северный на концерте

Два микрофона AKAI примотаны изолентой к микрофонной стойке.

Лента "Тип-6"

Катушка 250м магнитной ленты "Тип-6" на триацетатной основе. 1973 г.

Лента "Тип-10"

Лента "Тип-10" на лавсановой основе толщиной 37 мкм. На катушке "номер 15" теперь помещается 375м. 1979 г.

Лента ORWO CR

Одна из немногих импортных лент, доступных в 60-70 годы в СССР, производства фирмы "ORWO" (ГДР). 1972 г.

Исследователю творчества Аркадия Северного вполне можно написать научный трактат на тему "Влияние размеров катушек магнитофонных лент на идентификацию записей Аркадия Северного"... В Советском Союзе предметом дефицита могло стать всё - от консервированных крабов до туалетной бумаги. Магнитофонные ленты тоже не избежали этой участи. В 70х годах был, кстати, распространен и такой способ "добычи" пленки: где-то из НИИ утаскивалась бобина широкой пленки от ЭВМ, лента с бобины на специальном станке ножами, сделанными из лезвий типа "Нева", разрезалась вдоль на несколько "ленточек" шириной 6,25мм - как раз для магнитофнов,- затем полученные ленты наматывалась на пустые катушки подходящего размера - уж они-то в дефиците обычно не были. У автора этих строк и сейчас где-то лежит несколько таких самодельных бобин, их отличает характерная неаккуратная укладка ленты: все-таки ее ширина была не столь постоянна, как на фирменной. Большинство магнитофонов выского класса в 70х годах ("Юпитер", "Маяк", "Ростов") использовали катушки так называемого "18го номера". На них помещалось 525 метров ленты толщиной 37 микрон, что при скорости 19,05 сантиметров в секунду (а именно эта скорость обеспечивала наилучшее качество) давало две дорожки по 45 минут. То есть, 90 минут на одной катушке. Именно эта длительность и была тем основным "квантом", тем "прокрустовым ложем", в которое зачастую вгоняли любой концерт при его тиражировании для дальнейшего распространения. Если оригинал был длиннее, часть песен могла быть просто потеряна. Если короче - остаток ленты дописывался фрагментами какого-то другого концерта. Хорошо, если такое случалось уже где-то "внизу", а если это происходило со второй-третьей копией? А ведь и это еще не все. Заявленные 525 метров "Свемы" отличались от тех же 525м "Тасмы", да и просто у бобин разных партий одной фабрики. Вот так и получается, что на многих дошедших до нас копий, скажем, Седьмого концерта с "Черноморской чайкой", песня "Баночки, стекляночки, бутылочки..." просто обрывается. Многие записи Аркадия Северного конца 70х были выполнены на профессиональных импортных магнитофонах, которые допускали применение катушек большего размера (например, 22го), что давало не 45, а 60 минут на одной дорожке, то есть два часа на бобине. Затем при тиражировании и перезаписи на "стандартные" 525-метровые бобины из одного концерта могло получиться два... Так случилось, вероятно, с концертами с "Обертоном" и "Встречей". Сейчас полностью "собрать" такие записи и восстановить оригинальную длительность концерта и порядок песен очень и очень сложно, порой, бывает даже трудно определить, принадлежат ли записи одному концерту или нескольким. А если концерт писался сразу на несколько магнитофонов, да еще и с разных выходов усилителя или микшера, то в итоге даже несколько оригинальных записией могли отличаться настолько, что идентифицировать их как записи одного концерта теперь крайне тяжело.

Еще раз спасибо автору с http://severnij.dp.ua за чрезвычайно интересный материал.

А вот тут можно скачать песни А.Северного, записанные на разных магнитофонах.

А еще в СССР было вот это:

Бытовой видеомагнитофон "Электроника-502 видео", 1975 г. Естественно, черно-белый, продолжительность записи - 45 минут. Выпускался на заводе "Позитрон" в Ленинграде. Несколько позднее была разработана и цветная модель.

-

НАЗАД   НА  ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Агенство Политических Новостей

PRAR.RU автомобили из Японии с аукционов

Рольф автомобили продажа и обслуживание

Форд-Всеволожск Россия продажа автомобилей

Авто-Ревю журнал об автомобилях

PRAR.RU автомобили из Японии с аукционов

Агенство Политических Новостей

17-03-2007 © Black Bird, SPB.

Есть комментарии? Пишите мне: bbird@mail.ru

 
Хостинг от uCoz