Зима.
Крестьянин торжествует...
Из разговора на стоянке возле замерзшей машины:
- Не заводится? Может что-то не так? Давай посмотрим!
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА
Да некогда мне смотреть! Некогда разбираться, ребенка в садик надо
отвезти, жену на работу, да и у самого дел по горло... Дернем, заведем и все
дела!
Однако, как бы вы не торопились, прежде, чем цеплять буксир,
убедитесь, что в двигатель подается топливо и есть искра.
Как бы ни было заманчиво поймать первую попавшуюся машину, оцените
ситуацию трезво. Лучше всего в качестве тягача использовать джип, на втором
месте небольшой трактор (он частенько дергает так, что, кажется, вот-вот
разорвет машину), грузовик - на третьем (его водитель попросту не видит
буксируемую машину), на легковушку лучше не надеяться - может не утащить,
особенно если скользко.
Но вам повезло - нашли "Ниву" или "Мицубиси Паджеро". Надеюсь, трос у
вас настоящий, капроновый или еще из какого синтетического материала. А то
металлическим и руки поцарапать запросто, да и жесткий он, все рывки передает и
даже усиливает. Цепляйте, только не со стороны выхлопной трубы. У "Нивы",
например, левая проушина и выхлопная труба совсем рядом. И ста метров "Нива"
вашу машину не протянет, как трос расплавится. Зацепили как следует? А стекла от
снега и льда очистили? И водительское стекло опустили хотя бы наполовину, чтобы
остальные не запотели? Тогда порядок!
Теперь самое главное - аккуратно вытащить машину со стоянки, так чтобы
не задеть остальных. Джип тянет вас вправо, а там машина стоит. Самая
распространенная в такой ситуации ошибка - вывернуть руль влево. Ваша машина
просто скользнет вправо и тогда неприятности неизбежны. В этой ситуации машину
из ряда лучше вытолкнуть руками. Хотя бы на пол корпуса. Вот теперь можно и
тянуть. Зажигание и "аварийку" лучше включить сразу. И предупредите водителя
тягача, чтобы больше сорока не ехал, нам это ни к чему. Но и меньше тридцати для
нас маловато будет.
Не спешите включать передачу, пока не выползите на "оперативный
простор". Вернее, передачу лучше включить заранее, а вот сцепление отпускайте
только на прямом участке, причем когда тягач наберет обороты. Какую передачу
включать? Это зависит от ситуации. Если не очень холодно (не ниже 20 градусов) и
не скользко, то можно сразу попытаться третью или даже вторую "воткнуть" -
смотря какая скорость тягачем задана. Нам надо, чтобы оборотов двигателя для
пуска хватило.
А вот если холодно или очень скользко, то лучше начинать с самой
"верхней" - пятой. В сильный мороз можно и две-три сотни метров на нейтрали
проехать. Пусть коробка чуток разогреется. Если очень холодно, то коробка
передач или задний мост могут быть замерзшие до такой степени, что колеса не
крутятся. А если еще и на дороге лед, то вообще караул. В таких случаях полезно
посадить пару человек на заднее сиденье, если вы заводите "классику". Ну, что
крутятся колеса? Теперь можно и "верхнюю" передачу. Здесь может начать машину
крутить в разные стороны. Такое случается, когда полуоси начинают в разные
стороны крутиться - если коробка передач очень уж замерзла. Не пытайтесь
"поймать" машину рулем - размотает и выбросит в лучшем случае на газон или
обочину, в худшем - на встречную полосу. И вот в такой ситуации особенно опасен
тягач-грузовик. Водитель его не чувствует "гуляния" вашей машины и не видит ее
из-за широко расположенных зеркал. Ваши действия в такой ситуации - быстренько
выжимайте сцепление. Попытайтесь включить его еще раз, но на менее скользком
участке дороги. Ровно идет машина? Тогда на передачу "вниз".
Дошли до третьей или даже до второй? И не заводится? Попробуйте
продуть двигатель. Полностью уберите "подсос" и нажмите до пола педаль
акселератора. Держите, пока двигатель не подаст первых признаков жизни. Вроде
как заводится? Теперь самое время отпустить акселератор и вытянуть кнопку
воздушной заслонки. Завелась? Можно слегка помочь "газом", но только слегка, а
то опять придется повторять процесс продувки. Завелась, работает. Убедились, что
это не очередная судорога. Теперь можно тягачу фарами помигать и фа-факнуть
слегка. Стой, мол, приехали. А сами начинайте притормаживать. Он, если не
услышит, то почувствует, что тяжело стало. Ну и смотрите, чтоб он резко не
тормознул, а то догоните его. Теперь ваша задача - встать как можно правее,
чтобы остальным на дороге не мешать и прогреть двигатель.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА
Не уж! Надоело каждый день червонцы отстегивать тягачам. Сколько можно! Пора и
разобраться, в чем там дело. И выходного не жалко.
С чего же начать? Давайте начнем с начала. Где-то до минус двадцати
стартер должен легко и весело крутить двигатель. Если нет, то есть не легко и
весело, а медленно и печально - причины могут быть в том, что:
- разряжена аккумуляторная батарея;
- слишком густое (летнее) масло залито в двигатель;
- неисправен стартер.
Ага, аккумулятор виноват. Его ставим на подзарядку, а вот в чем
причина? Ремень генератора? Ну, конечно, болтается! Недавно новый поставил, вот
он и вытянулся, пока "обкатывался".
Ха, если бы все было так просто! Раз, два и готово. Нормально крутится
движок, аккумулятор заряжен. Теперь чего будем делать? Так тут, как всегда, два
варианта. Зажигание или питание.
Однако, подождите, вернемся на несколько строчек назад. Если в
двигатель вашего автомобиля залито минеральное моторное масло, на дворе сильный
мороз, а вам завтра - край надо ехать, можно воспользоваться старым дедовским
способом. Перед постановкой на стоянку залейте в систему смазки двигателя
пол-литра-литр бензина и дайте двигателю поработать минуту. Бензин перемешается
с маслом и оно станет менее вязким. Теперь двигатель будет легко крутиться в
любой мороз. А бензин по мере прогрева двигателя испарится и через систему
вентиляции картера попадет в карбюратор. Только имейте в виду, что это
"средство" одноразовое - бензин надо наливать каждый вечер. Но вообще-то, в
холодное время лучше пользоваться зимними синтетическими маслами.
Продолжаем разговор. Давайте пойдем по самому приятному пути. Конечно,
с зажигания начнем, чего нам бензин нюхать! Первое дело - свечи проверить. Есть
искра? Хорошая, синяя? Ну-ка, ну-ка, все равно давайте открутим. Конечно, все
четыре. Смотри, чистенькие какие свечи, песочного цвета, нагара нет никакого,
зазор в норме. Только мокрые. Вообще-то, на зиму свечи лучше новые ставить, но
эти-то нормальные. У "классики" вот контакты частенько барахлят - то есть искра,
то нет ее. Особенно два-три последних года, как начали новым способом контакты
изготавливать - спеканием! Через раз работают, постоянно чистить надо, а толку
нет. Но на эти проблемы свечи-то сразу покажут - нагар на них будет. И на
распределителе крышка целая и чистая - никуда ток не уходит, только на свечи ему
и дорога. Так ведь и придется с карбюратором разбираться.
А напоследок хочу поделиться маленькой хитростью. Перед ночной
стоянкой двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры, причем надо не
просто "на подсосе" его прогреть, а под нагрузкой - поездить. И минимум работы
на холостом ходу перед остановкой. Непонятно? Объясняю! Приехал с работы, часов
в шесть, машину бросил у дома: надо попозже съездить по делам. А дела
отменились. Остается часов в девять-десять перегнать машину на стоянку через
дорогу. Автомобиль за это время уже остыл. Пришел, завел, перегнал его
полупрогретым и оставил. А утром машина отказалась заводится. Это что,
неисправность? Нет, мягко говоря, невежество. Непрогретый двигатель требует
богатой смеси - вот вам и копоть на свечах. Чем холоднее вы бросили машину, тем
больше копоти на свечах. А утром искра на свече пойдет мимо зазора.
Но вернемся к карбюратору. Снимаем крышку воздушного фильтра. Дергаем
тягой привода (или тросом) - есть бензин. Уровень? Да нормальный уровень,
недавно проверял. И зазоры пусковые в норме. И на воздушной заслонке, и на
дроссельной. Да знаю, как бывает. Если на дроссельной заслонке зазор мал, то и
обороты после пуска небольшие будут, если велик, то и обороты большие. Но ведь
на пуск это особо и не влияет! Воздушная заслонка? Эта больше влияет. Если зазор
на ней больше, чем нужно, то двигатель после запуска почти сразу глохнет. Ты его
заводишь, а он глохнет. Заводится и глохнет. А вот если меньше, чем положено, то
двигатель начинает "взахлеб" работать, с черным дымом из трубы и заглохнуть
норовит. Чуть кнопку заслонки задвинешь, он сразу чистенько так начинает
работать, и дым черный пропадает. Ну, я же все знаю, не первый год... А тут чуть
вспышки дает и баста. Два-три раза покрутишь и потом уже только с буксира.
Ну-ка давай попробуем со снятой крышкой воздушного фильтра. Смотри-ка,
а заслонка воздушная заслонка-то чуть дергается. И не открывается! Да сам знаю,
что телескопическую тягу надо проверить. Ты смотри, заело, а ведь я недавно ее
самолично смазывал. Чем, чем? - моторного масла капнул. Вон смотри, сколько
грязи-то на ней, поэтому и заклинило. Как нельзя смазывать? Я же хотел как
лучше! Бензином промыть? Сейчас сделаем. Фу, а запах...
Заработала - легко двигается. Неужели без смазки? Говоришь, смазка
только пыль и грязь собирает? Ну, дела! Никогда бы не подумал! И что, сейчас
заведется?
Ты смотри - завелся с полоборота! А ведь целую неделю мучился, на
полчаса раньше из дома выходил, чтобы трактор найти. И денег сколько отдал. А
всего-то ... Причем, ведь хотел как лучше, телескопическую тягу смазал, чтобы ей
мягче было работать.
Ну, дела! А говорят: маслом кашу не испортишь! А
вот и более капитальное решение:
Электроподогрев двигателя